16 сентября Минприроды начало проверку всех лицензиатов, которые работают в сфере обращения с опасными отходами.
Согласно новому постановлению КМУ, которым утверждаются критерии оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере обращения с опасными отходами, а также определяется новая периодичность проведения проверок таких предприятий после прохождения лицензионной проверки, после того как Минприроды проверит субъектов ведения хозяйства, в последующем частота проверок будет зависеть от степени риска предприятия и составлять от одного раза на год — до одного раза в 5 лет.
«Рынок утилизации опасных отходов всколыхнули проверки Минприроды. Я бы даже сказал, что на этом рынке происходит 10-балльное землетрясение», — написал на своей странице в социальной сети Фейсбук Министр экологии Остап Семерак.
По его словам, из около 300 заявленных субъектов ведения хозяйства, которым в свое время Минприроды выдало лицензии на переработку и утилизацию опасных отходов, ведомство уже проверило 35 предприятий. 25-ти аннулировали лицензии. Еще 10 получили решение об устранении обнаруженных нарушений.
«Этого мало для общих выводов, но тренд уже очевиден», — говорит Семерак.
Схемы, по которым работают недобросовестные лицензиаты, утверждает министр, до невозможности примитивны.
ТРИ КАТЕГОРИИ «УТИЛИЗАТОРОВ»
Рынок, по классификации Семерака, можно разделить на три категории предприятий.
Первая: предприятие получило лицензию от Минприроды, не имея соответствующей материально-технической базы. То есть оно существует только на бумаге и больше нигде. Зарабатывают эти предприятия, демпингуя на стоимости утилизации. То есть если реальный утилизатор (учитывая затраты на логистику, энергоресурсы, зарплатный фонд для работников) оценивает переработку килограмма опасных отходов в 5—7 грн, то «бумажный» утилизатор готов это делать за 1—2 грн.
Вторая категория — «бутафорские» предприятия. На первый взгляд, у владельца предприятия все в порядке с документами и даже заявлена материально-техническая база. Правда, если не пытаться включить «печь», то с виду все в порядке. Нередко оборудование вообще не в рабочем состоянии, но есть нужная картинка для журналистов и общественных активистов. Мол, смотрите, у нас все в порядке. О соблюдении экологических норм речь не идет.
«Именно эти «пострадавшие» в судах будут сейчас доказывать, что Минприроды «душит» бизнес», — убежден Семерак. — Вероятно, если бы там был реальный бизнес, то он бы давно требовал от регулятора установить технические требования к оборудованию, чтобы чувствовать себя уверенно при любой власти и погоде. Поскольку этим никто до сих пор не занимался, то в Национальной стратегии обращения с отходами, над которой мы сейчас работаем и планируем представить в декабре, мы пропишем и такой момент.
Парадоксально, но в этой истории, говорит министр, хуже всего работается предприятиям — и это третья категория — которые готовы работать в соответствии с экологическими нормами, вложили средства и имеют действительно надлежащую материально-техническую базу и документы. «Именно они пытаются выжить среди этих монстров теневого бизнеса. И именно им нужна поддержка правительства, которое должно обеспечить равность условий для всех и прогнозируемость действий», — говорит Семерак.
КАК БОРЕТСЯ СО «СХЕМЩИКАМИ» МИНПРИРОДЫ
Министр рассказывает: у нас несколько судебных исков именно от предприятий второй категории, которые используют всю слепоту украинской Фемиды, чтобы доказать реальность утилизационных возможностей. «Я обращался ранее, и сейчас обращаюсь к журналистам и общественным активистам, чтобы они посмотрели в глаза этим судям, которые могут выносить свои вердикты не в интересах общества и экологии», — говорит Семерак.
Министр заявляет об открытом давлении на сотрудников Минприроды. Говорит, что подготовили и передают об этом соответствующие материалы в правоохранительные органы.
Отдельная тема, по словам Семерака, — это медийное давление. «Материалы, по большей части, появляются на сомнительных ресурсах, чьи методы работы далеки от журналистских стандартов и базируются на клевете и искажении фактов, — рассказывает Семерак. — Ежедневно вижу эти материалы в информационном мониторинге, но воспринимаю философски: собака лает, а караван идет в правильном направлении».
МИНИСТР ЛИЧНО БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ГОСУДАРСТВО НА СУДЕ
Сегодня в 14.00 Апелляционный совет Государственной регуляторной службы рассмотрит дело об обжаловании решения Минприроды .
Позицию Минприроды на этом заседании будет отстаивать лично министр. Семерак обещает дать четкие ответы на уже традиционные вопросы: почему в украинских лесах обнаруживают человеческие останки, горы использованных шприцев, ртутных ламп, а на аптечных прилавках лекарства, срок годности которых давно закончился, но «утилизаторы» дали им вторую жизнь? Откуда берутся реки разлитых масел и почему в воде — вся таблица Менделеева?