Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Олесь Янчук: «Националист – слово, которое несет только позитив»

Известный украинский режиссер – о съемках «Голода-33», проблемах Национальной киностудии, личности Симона Петлюры и своей первой вышиванке
25 ноября, 2016 - 11:57
ОЛЕСЬ ЯНЧУК У МЕМОРИАЛА ЖЕРТВАМ ГОЛОДОМОРА В УКРАИНЕ, ВАШИНГТОН, АПРЕЛЬ 2016 г.

Двадцать пять лет назад в столичном Дворце культуры «Украина» состоялась премьера фильма «Голод – 33»  мало известного тогда   молодого режиссера Олеся Янчука. Это была  его первая полнометражная картина. Еще не существовало слова Голодомор, не был   принят закон, квалифицирующий голод 1932-33 годов как геноид украинского народа, но  после премьеры Олесь Янчук если  и не проснулся знаменитым, то  его имя запомнили. Хвалили и ругали последующие фильмы, которые он умудрялся снимать, когда  отечественный «кинопоезд» потерпел крушение: «Атентат. Осеннее убийство в Мюнхене», «Непокоренный», «Железная сотня», «Владыка Андрей».  Причем, был сам себе не только режиссером, но и продюсером.

Вскоре после Майдана Олесь Янчук принял беспокойное  хозяйство, его назначили генеральным директором Национальной киностудии имени Александра Довженко, которое, правда, он знал неплохо, поскольку проработал к тому моменту на студии три десятка лет. В его директорском  кабинете и  состоялся  наш разговор. Объять необъятное невозможно, но мы постарались ничего не упустить.

СЪЕМКИ «ГОЛОДА-33» - БЕЗ ЛЕГЕНД И ДОМЫСЛОВ

- Олесь, вы начали работу над фильмом «Голод-33» еще в то время, когда существовал Советский Союз, и трагедия Голодомора попросту замалчивалась. О ней боялись говорить даже чудом выжившие свидетели. Почему  выбрали для  дебюта в игровом кино такую сложную  и мало исследованную на тот момент тему?

- Действительно, работа над фильмом началась еще  в 1990-м году. Расцвет перестройки – литература освободилась от цензуры,  появились  публикации о сталинских репрессиях, умышленно организованном  голоде в Украине, унесшем миллионы жизней этнических украинцев. Данный  факт меня потряс, и я даже не как режиссер, а как гражданин своей страны подумал, раз он так зацепил и шокировал меня, необходимо, чтобы  об этих трагических страницах истории Украины  узнало как можно больше людей.   Стал собирать материал  о Голодоморе, которого  в то время было не так много, в основном, западные источники. Случайно прочитал повесть «Желтый Князь» (мне ее «позичив» Лесь Танюк), написанную украинским писателем, блестящим поэтом Васылем Баркой, который после Второй мировой войны жил в эмиграии, в США. Она меня поразила. Через некоторое время я поехал в  первую заграничную командировку, связанную с проектом, в Америку. И моя добрая знакомая художник-фотограф Таня Д”Авиньон познакомила меня с  Баркой. Я рассказал ему о своих намерениях, мы разговаривали четыре часа, после чего он подарил мне новенький экземпляр своей книги с благословенной надписью, что позволяет ее экранизировать. Была написана новая версия сценария (до этого сценаристом был Сергей Дяченко, но то совсем другая история), и мы приступили к работе. Шел, повторюсь,  1990-й год, и я не предполагал, что через год развалится Советский Союз…

Любопытно, кстати:  когда  мы  приступили к монтажу фильма, случился путч 1991-го года. Вспоминаю, как старшие коллеги сочувственно говорили мне в коридоре киностудии, мол, видишь, как все обернулось – нужно было думать, какие темы выбирать… Не знаю, откуда в тот момент  у меня была такая уверенность, но я усмехнулся и сказал:: «Все будет хорошо!» И действительно, через несколько дней Украина заявила о своей независимости. Вы помните, какой был в те дни всенародный подъем?! На волне патриотических эмоций у меня возникла идея показать «Голод-33» по телевидению, чтобы его увидела большая аудитория.  Это было непросто. Еще существовал кинопрокат, и все фильмы поначалу должны были демонстрироваться в кинотеатрах. Помню, когда мы снимали некоторые эпизоды на Полтавщине  (там было много забытых богом старых сел, абсолютно отвечающих реалиям 30-годов), и пожилые люди, пережившие Голодомор, хоть и понимали, что мы снимаем не документальное, а художественное кино, боялись говорить на камеру о тех страшных временах. Лишь в частных беседах рассказывали, что им пришлось пережить и сетовали, что картину нашу они все равно не увидят – раньше хоть в сельских клубах кино крутили, а сейчас они все закрыты… Мне же очень хотелось, чтобы они посмотрели фильм.

Что важно: в те годы продюсерского кино  практически не существовало, но мы снимали свою картину не за государственные средства. Это была принципиальная позиция – сделать «Голод-33» за народные деньги. На наш призыв откликнулись не только жители Украины, но и соотечественники из Соединенных Штатов Америки, Канады.

На наш счет часто приходили  очень скромные переводы на пять-десять рублей, иногда даже в конвертах присылали скромные суммы. Но самое главное, делились воспоминаниями – некоторые невозможно было читать без слез… Мы убедились, как много людей болеют за то, чтобы наша картина была снята. И в то же время поняли -  потребуются годы, чтобы собрать нужную для производства сумму. Помог случай. Мне посоветовали обратиться в один коммерческий банк (они только-только стали появляться в стране). Я поехал в Ужгород со странным для банкиров предложением поддержать кинопроект. Поначалу мне сказали, что попал не по адресу. Тогда я попросил 20-минутную аудиенцию, и за это время убедил руководство банка помочь нам. Мы получили  кредит – миллион рублей, баснословные на то время деньги! Еще не было инфляции, и автомобиль стоил всего пять тысяч!..  А когда мы сняли картину и руководство банка посмотрело фильм, глава холдинга  сказал мне: «Не нужно возвращать долг, сделайте так, чтобы фильм увидела  вся Украина».

«Голод-33» показали на телеканале  УТ-1 (других каналов тогда  не было)  30 ноября 1991-го года,  накануне Всеукраинского референдума, на котором мы голосовали за  независимость Украины  и за ее  первого Президента.  Резонанс превзошел все ожидания! Фильм посмотрела практически вся страна. На следующий день в газете The New York Times написали, что  картина подняла процентное число голосов за независимость Украины. Мне даже приходили письма с благодарностью за фильм такого содержания: «Мой дедушка – старый коммунист, убеждал всех в необходимости возврата Советского Союза, а посмотрев фильм, изменил свое мнение!» (Смеется)


ФИЛЬМ «ГОЛОД-33» СНЯТ О. ЯНЧУКОМ ПО МОТИВАМ ПОВЕСТИ ВАСЫЛЯ БАРКИ «ЖЕЛТЫЙ КНЯЗЬ». ЭТО БЫЛА ПЕРВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛЕНТА, КОТОРАЯ РАСКРЫВАЛА ПРЕСТУПЛЕНИЯ СТАЛИНСКО-БОЛЬШЕВИСТСКОГО РЕЖИМА ПРОТИВ УКРАИНСКОГО НАРОДА / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА ОЛЕСЯ ЯНЧУКА

Мы снимали «Голод – 33» на черно-белую пленку,  а-ля  документ. Не потому, что не было цветной. Уверен, в цвете картина проиграла бы. Краски появляются только в воспоминаниях главного героя фильма мальчика Андрейки. Все остальные эпизоды решены в максимально реалистичной манере, и хотя в ленте  нет ни одного хроникально-документального кадра,  даже некоторые уважаемые мною коллеги спрашивали, где мы нашли  такую жесткую хронику (например, когда с платформы сбрасывают в яму трупы, и прямо на них катятся огромные бревна)… Я уж не говорю про телевидение. Не один раз в сюжетах на годовщину Голодомора телеканалы использовали фрагменты фильма, выдавая их за документально снятые кадры…   


ГЛАВНЫЙ ПРИЗ ИМЕНИ АНРИ ЛАНГУА В ПАРИЖЕ ЗА ФИЛЬМ ГОЛОД 33

- «Голод-33», наверное, самый титулованный из ваших  фильмов, который знают и ценят не только в Украине, но и за рубежом.  Но когда я изучала его историю, меня удивило, что актриса Галина Сулима, исполнительница главной женской роли, ставшая жертвенным и гордым  символом многострадальной, униженной большевицким режимом страны, даже не заслуженная артистка Украины?..

- «Голод-33», действительно, живет  счастливой жизнью. Его первая награда – Гран-при на Первом всеукраинском кинофестивале, который состоялся в ноябре 91-го. Были и другие призы и дипломы. Картину несколько раз покупало польское и австралийское телевидение. Она принимала участие в  нескольких кинофестивалях в Америке – в Нью-Йорке,  Вашингтоне и  Лос-Анджелисе. Кроме того, в  нью-йоркском кинотеатре  Film Forum «Голод-33» был в  прокате три недели и получил высокую оценку прессы. О нем писали The New York Times, Time Magazine, New York Post. Это было приятно, поскольку такие уважаемые издания читают во всем мире. Конечно, с гордостью вспоминаю Париж, Венсенский кинофестиваль. Конкуренты у меня были серьезные – картины Альфреда Хичкока, например. Среди призеров в разных номинациях оказались известные кинорежиссеры, великолепная французская актриса Анук Эме. А  «Голод -33» получил главную награду фестиваля – приз Анри Ланглуа. Кстати, мы были первыми лауреатами из Восточной Европы. Так что грех жаловаться.

Что касается актрисы Галины Сулимы, наверное, это действительно несправедливо, но кандидатуры на получение звания  представляет либо  Союз кинематографистов Украины, либо организация, где работает артист.

«УВЛЕЧЕНИЕ ИСТОРИЕЙ ПЕРЕДАЛОСЬ МНЕ НА ГЕНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ»

- Все ваши последующие проекты также были историческими.  «Атентат. Осеннее убийство в Мюнхене», героем которого стал Степан Бандера.  «Непокоренный» - о Романе Шухевиче.   «Железная сотня» - история о бойцах УПА.  «Владыка Андрей» - срез жизни митрополита УГКЦ Андрея Шептицкого.. Затем – перерыв в работе на долгих восемь лет, и в настоящее время вы опять решили рассказать о судьбе реальной, неоднозначной  личности – Симоне Петлюре. История – жестко очерченный круг ваших профессиональных интересов?

- Я действительно всегда увлекался историей. Наверное, потому что моя мама Анна Никифоровна была очень хорошим преподавателем истории, и даже хотела, чтобы я пошел по ее стопам. Я же  еще в школе заинтересовался кино, у меня была аматорская 8-миллиметровая  пленочная  кинокамера, мы даже снимали детективы (я сам проявлял пленку!), устраивали премьеры в школе. Правда, потом меня занесло на факультет журналистики. Я проучился год в Национальном университете имени Тараса Шевченко, и ушел оттуда. И поступил на кинорежиссерский факультет в институт имени Карпенко-Карого.

Все свои фильмы всегда делал искренне. И темы брал только те, которые меня по-настоящему волновали. Более того, понимал, что к конкретным знаниям могу подключить творческую фантазию, поскольку в нашей профессии существует понятие «художественная правда». Например, мой новый проект называется «Тайный дневник Симона Петлюры». Реального дневника не существовало, но известно, что  Петлюра некоторое время работал журналистом. Вот мы со сценаристами  Михаилом Шаевичем и Александром Шевченко и предположили, что он вполне мог вести какие-то записи. Сценарий построен драматургически  так, что благодаря дневнику  мы можем  перемещаться из одного места в другое. Это и есть принцип  художественной правды в игровом кино.

НЕЗНАКОМЫЙ И РЕАЛЬНЫЙ СИМОН ПЕТЛЮРА

- Что станет главной линией в фильме «Тайный дневник Симона Петлюры»?

- С одной стороны, это – история человека, о котором сегодня известно мало правды и в Украине, и в мире. Перед советскими пропагандистами стояла задача сделать из Петлюры жестокого погромщика, хищника, которым можно и детей, и целые народы запугать. Я же исследовал его биографию (на написание сценария мы потратили шесть лет) и могу доказать,  что это не так. По мере сбора материалов, корректировались версии сценария. Их было не меньше девяти.  С другой стороны,  это -  история конкретной неординарной личности, которая жила в эпоху становления нации, самоидентификации граждан,  что в настоящий момент необычайно актуально. Потому что ситуация в мире тех лет очень напоминает нынешнюю. Украинская Народная Республика (УНР), смело заявившая о себе, просуществовала очень короткое время. Сегодня известны объективные причины, из-за которых она не выстояла… И потом  Украина стала частью Советского Союза.

- Любовная линия в фильме предусмотрена?

- В сценарии прописаны характеры жены Петлюры, его дочери. Но акцент  все-таки мы делаем на  его жизни в экстремальных ситуациях – в Украине и эмиграции, где он и нашел  смерть в возрасте 47 лет. Симон Петлюра был единственным, кто давал надежду  на возвращение независимой Украины.  Когда Петлюру уничтожили, начала исчезать и идея возвращения независимости нашей стране.

-  Уже известны кандидатуры актеров на основные роли?

- Сейчас проходит кастинг. Имена актеров, которые приходят на него, пока называть не буду. Скажу лишь, что многие из них известные украинские  артисты.  Плюс – у них еще есть и портретное сходство со своими героями. Я всегда уделяю этому нюансу большое внимание. А в нашем проекте будет немало интереснейших персонажей –  Симон Петлюра, Владимир Винниченко, первый Президент Украины Михайло Грушевский, Григорий Котовский, убийца Петлюры Самуил Шварцбард (он также эмигрант, кстати, как и Петлюра).

- Вы можете назвать себя украинским националистом?

- В моем понимании, националист – это человек, любящий свою страну, культуру, историю, традиции. Вот и все. Я не понимаю людей, которые, употребляя слово «национализм», делают его синонимом «нацизма». Это абсолютно неверно. Наша страна многонациональна, что прекрасно. Если как пример для подражания брать другое  многонациональное государство, пусть это будут  Соединенные Штаты Америки. Там живут практически все нации мира. И мы видим результат их совместных действий, и знаем, как они относятся к своей стране. Поэтому, «националист» для меня – слово, которое несет только позитив.   

БОГАТСТВО И НИЩЕТА НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНОСТУДИИ

- «Тайный дневник Симона Петлюры» будет сниматься на Национальной киностудии имени Александра Довженко,  и этот факт  радует. Поскольку последние годы павильоны студии пустуют.  В настоящий момент, уже более двух с половиной лет, вы руководите студией. Можете объяснить, почему на старейшем, мощном кинопредприятии страны сложилась такая катастрофическая ситуация?

- Сегодня на киностудии в работе (кроме нашего фильма) еще два проекта. Режиссер Алина Хорошилова снимает дебют «Иллюзия».  Олеся Моргунец  делает    полнометражную картину  «Сказка про деньги» по сценарию Виктора Греся. Она несколько лет назад  дебютировала  коротким метром  «Виолончель». И это, между прочим, был последний проект  производства киностудии   в 2013-м году. С тех пор до недавнего времени на студии  действительно ничего не снималось.

- Почему?

- Если говорить коротко, раньше Национальная киностудия выполняла государственные заказы, которые государство и финансировало. Потом стало популярным продюсерское кино,  начали проводиться питчинги в Госкино по защите  проектов. И киностудию поставили в одну очередь на получение  финансирования с частными продакшн. Более   того, первый этап питчинга проходит   при закрытом тайном  голосовании,  на второй  уже могут приходить все желающие. Однако практика показывает, что основные  вопросы о выделении финансирования  тому или иному проекту решаются именно во время первого тура. На мой взгляд, когда речь идет о  распределении денег налогоплательщиков, никаких тайн быть не может. Процедура голосования должна быть абсолютно прозрачной.


ОЛЕСЬ ЯНЧУК И ФРАНЦУЗСКИЙ КИНОКРИТИК УКРАИНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЛЮБОМИР ГОСЕЙКО, ПАРИЖ, НОЯБРЬ 2013 Г.

Я сам неоднократно бывал продюсером собственных фильмов, и лишь однажды, когда снимал «Владыку Андрея» и понял, что не смогу самостоятельно собрать необходимую для производства картины сумму, обратился за поддержкой в Министерство культуры Украины (тогда еще не существовало Госкино). Мне помогли. Я ценю это по сей день. Но в настоящий момент в нашей стране появилась целая армия независимых продюсеров, и все они почему-то претендуют на бюджетные средства.  Я же уверен, что в данной ситуации должны быть определенные ограничения. Например, в стране существуют частные охранные фирмы, и есть украинская национальная  полиция. Открыто множество  приватных арт-галерей, но гордость Украины – Национальный художественный музей... 

Меня удивляет позиция Министерства культуры Украины и Государственного агентства по вопросам кино, которые заявляют, что у Национальной киностудии имени Довженко нет приоритетов перед другими конкурсантами. Почему тогда не проводятся конкурсы на постановки спектаклей в  Национальной  опере Украины, или в национальных драматических театрах – имени Ивана Франко и Леси Украинки?..

 Так не должно быть в государстве, которое понимает, что культура и искусство –   оружие в борьбе за независимость. Важное оружие!  Все помнят крылатую фразу Уинстона Черчилля, его ответ на просьбу сократить затраты на культуру в пользу армии:  «А за что же мы тогда воюем?» Золотые слова.

И еще. Киностудия имени Александра  Довженко (раньше она называлась Киевская кинофабрика) существует уже 88 лет, с 1928 года. Поскольку она носит статус национальной, значит, должна находиться под защитой государства. Чтобы студия  стала конкурентноспособной, в первую очередь, необходимо безотлагательно провести ее модернизацию, и пусть в дальнейшем ее материально-технической базой пользуются все. И независимые продюсеры, в том числе. Ведь у нас функционируют  пять киносъемочных павильонов, один из них, как известно, - самый большой в Европе. Когда я стал директором студии (31 марта 2014-го года – Авт.),  у нас не работал бутафорский  цех – в настоящий момент мы его восстановили. Не существовал костюмерный участок –  был банальный склад одежды. Сегодня же каждый день с этого склада берутся костюмы (некоторым из них по 60 и более лет), которые бережно реставрируют, и большинство из них уже в прекрасном состоянии.  Существует линейка антикварных автомобилей -  и легковые, и грузовые. Даже танк времен Второй мировой войны стоит, и он на ходу. Оружия -  более тысячи единиц разных времен. Все в рабочем состоянии.  Можно без преувеличения сказать, что Национальная киностудия – клондайк для кинематографистов.  Нужно только регулярно вкладывать определенные  деньги в эту собственность, чтобы поддерживать ее в дееспособном состоянии.

- Сегодня вы получаете какие-то средства от государства?

- Ни-че-го. Вообще ничего.

- А как выживаете? Ведь только зарплату двухстам сотрудникам необходимо регулярно начислять, не говорю уж о тех проблемах, про которые вы рассказали?

- Студия – хозрасчетная организация. Единственное, почему  мы держимся на плаву -  предоставляем профильные услуги для отдельных кинопроектов и  телевизионных шоу, которые   снимают на нашей территории. Но это не те деньги, каких хватило бы на новое современное оборудование или обновление материально-технической базы студии. А они нам нужны позарез, ведь некоторые студийные строения – ровесники киностудии, 1928 года рождения, и подлежат ремонту. План модернизации студии  был сделан, кстати, уже два года назад, но когда мы представили его руководству, получили короткий ответ: «Денег нет».

- Какая минимальная сумма необходима для того, чтобы Национальная киностудия стала соответствовать своему статусу?

- Будучи реалистами и подсчитав необходимый минимум (по курсу 25 гривен за доллар), мы получили сумму  – 202  миллиона  гривен. Для сравнения (пусть и не популярного сегодня, но наглядного) приведу пример. Когда после аннексии Крыма Никита Михалков приехал на Ялтинскую киностудию, он сказал, что, в первую очередь,  необходимо вернуть студию в государственную собственность, национализировав ее,  и провести модернизацию. Была названа сумма  155 миллионов долларов… Хотя Ялтинская киностудия намного меньше нашей.

В свое время правительство той же России выделило 154 миллиона долларов  на обновление «Мосфильма», который был примерно в таком же состоянии, что и киностудия имени Довженко. В настоящий момент «Мосфильм» уже не берет денег у государства, он абсолютно самодостаточен – предоставляет услуги другим киностудиям, зарабатывает деньги, снимает фильмы и телесериалы. Сегодня, когда мы проигрываем информационную войну, нам просто необходимо качественное и разножанровое украинское кино. И зрители этого хотят...

- Прокатный успех фильма «Гнездо горлицы» Тараса Ткаченко  тому свидетельство… Вы говорите совершенно очевидные вещи, и я вижу, как волнуетесь, рассказывая о проблемах студии, но одна мысль не дает мне покоя: зачем было нужно вам, вполне успешному, снимающему режиссеру взваливать себе на плечи такую тяжесть как  руководство  Национальной киностудией?

- Дело в том, что я работаю на студии уже 32 года. Знал ее и в лучшие, и в худшие времена. Пришел сюда после института, был ассистентом режиссера, режиссером. Даже снимая  проекты как независимый продюсер, пользовался услугами родной киностудии. Потому что понимал,  что даже таким образом поддерживаю ее существование. Я ведь знаю возможности студии, а они огромные. Вижу, в какое состояние пришла она  за последние 25 лет, более того, владею информацией, что ее хотели искусственно обанкротить.

- Из-за земли, на которой она находится?        

- Конечно! Неоднократно к нам «в гости» приходили люди, не глупые  и не бедные, и «предлагали»  построить новую киностудию где-нибудь за городом, а в данном месте возвести элитный микрорайон, поскольку в этом районе Киева – дорогая земля, а это   огромная прибыль. Я отвечаю в таких случаях, что место, где находится Киево-Печерская Лавра, стоит еще дороже, что будем делать?! Прошу прощения за пафос, но территория Наиональной киностудии имени Довженко – намоленное место. Здесь необыкновенная аура, поскольку за  годы ее   существования  было сделано  более 1200 фильмов, которые прославили в свое время Украину на весь мир. Здесь снимали Александр Довженко, Сергей Параджанов, Леонид Осыка, братья Ильенко, Иван Миколайчук,  здесь сегодня работают талантливые Роман Балаян, Виктор Гресь, Вячеслав Криштофович,  чьи фильмы изучают в киноинститутах. Какой же цинизм нужно иметь, чтобы заявлять, что  место студии где-то  на обочине, а все, что находится по адресу: проспект Победы, 44, нужно снести бульдозером?! И знаменитый довженковский яблочный сад (как чеховский вишневый!)  в том числе?..


В ДЕНЬ ВЫШИВАНКИ С ЕВГЕНИЕМ НИЩУКОМ

Киностудия – мой родной дом, потому   хочу не просто сберечь то, что еще сохранилось, но и возродить ее. Я неоднократно проводил экскурсии по  территории   для государственных служащих, работающих в различных министерствах, в Кабинете министров, и все говорят, что необходимо поддержать, кто, если не мы… После подобных авансов постоянно общаюсь с ними по телефону, напоминаю, посылаю письма, а в ответ – тишина. Все обещания до сегоднящнего дня остаются обещаниями.

Уверен, для того, чтобы дело сдвинулось с мертвой точки, следует принять отдельную программу по возрождению Национальной киностудии. В январе 2015 года у нас проходило выездное заседание Кабинета министров Украины, которое инициировал вице-премьер Вячеслав Кириленко. Присутствовали представители пяти министерств, и именно тогда руководство   киностудии предложило четкий план модернизации и введение так называемых налоговых каникул на предприятии. Создание временной свободной экономической зоны. Благодаря этому в стране появилось бы намного больше украинского киноконтента, который сегодня так необходим.

КРЕПКИЙ ТЫЛ ОЛЕСЯ ЯНЧУКА

- Хочется  верить, что все у вас получится. Вы полны идей, энергичны, у вас немало единомышленников и друзей, что было видно на праздновании  недавнего юбилея. Наверняка же, подводили в день 60-летия предварительные итоги? Попробуете назвать три ключевых события своей жизни, без которых не состоялся бы сегодняшний Олесь Янчук?

- (Задумывается) Первое, наверное, мое появление на белом свете. Не случись этого события, не с кем и не о чем было бы сегодня говорить. Второе: я удачно женился (смеется) . Моя жена Раиса чувствует все происходящее со мной в унисон, она всегда поддерживала меня, и в самых сложных жизненных ситуациях особенно. К тому же она – не актриса (смеется).  Случись иначе, я оказался бы в плену обязательств перед женой-артисткой, нужно было бы  искать  в сценариях роли и для нее. Существуют, конечно, примеры удачных режиссерско-актерских браков, для меня, в первую очередь, это Джульетта Мазина и Федерико Феллини. Их творчество останется на века. Но это исключение из правил.  К данному  пункту (они наразделимы) я добавил бы появление дочери  Виктории, которую очень люблю. И, конечно, благодарен судьбе и своей интуиции, что выбрал профессию режиссера и смог реализоваться в ней. Иной жизни  просто не представляю.

МАЛЕНЬКИЕ СЛАБОСТИ СИЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА

- А я не представляю вас в вышиванке. Никогда не видела, хотя, предполагаю, что она у вас есть?

- (Оживляется) Конечно!  И не одна. А первая, между прочим, появилась, когда мне исполнился годик. (Показывает приглашение не юбилейный вечер).  Это я. 1957-й год. А это я сегодня – и тоже, как видите, в вышиванке! Надеваю их по праздникам – обязательно на День независимости и День вышиванки, а иногда просто под настроение…

Ірина ГОРДЕЙЧУК, спеціально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ