Когда я устраивала меньшую дочку в детсад, вспомнилось, как было проще, по крайней мере понятнее, сделать это три года назад для старшей. Разговор с директором, пакет необходимых документов и оплата благотворительного взноса на специальный счет — и все, ребенок официально зачислен. Правда, поискав реквизиты благотворительного фонда, который якобы открыт для садика, ничего, кроме адреса и номера телефона, не нашла.
Сейчас в столице и многих городах Украины существует электронная запись в дошкольные учебные заведения. Родители регистрируются на специальном сайте, вносят необходимые данные о ребенке и видят свое место в длиннющей очереди. Однако уже два месяца киевский сайт «лежит». Как объясняют в Киевской городской государственной администрации, он проходить техническое обновление и возобновит работу в конце ноября. Месяц назад обещали то же до конца октября.
Но имеет ли смысл такой путь электронной регистрации? В частных беседах с мамочками выясняется, что, как и три года назад, эффективнее срабатывает упомянутая схема: общение с заведующим и оплата благотворительного счета. Разве что сейчас интересуются, регистрировались ли на соответствующем портале. А создавался он как раз для того, чтобы не существовало никаких поборов при зачислении ребенка. На вопрос «Дня», как поборола коррупционную составляющую электронная регистрация, в Департаменте образования и науки, молодежи и спорта КГГА ответили, что такая система позволяет родителям контролировать процесс приема детей в ДУЗ. При необходимости образовательный департамент проводит соответствующие проверки, а еще электронная очередь показала реальную картину с недостатком мест в дошкольных заведениях.
АДЕКВАТНОСТЬ ЦЕНОЙ В ТРИ ТЫСЯЧИ ГРИВЕН
Благотворительные фонды, счета и взносы существуют и при школах. Так, мамочка первоклассницы честно рассказала, что когда принесли документы на поступление в школу, секретарь прежде всего обратила внимание на то, есть ли среди них квитанция на оплату благотворительного взноса. Его размер нигде не прописывается, потому что дело «добровольное». В упомянутом случае директор отметил, что рассчитывает на адекватность родителей. Измерялась она суммой от одной до трех тысяч гривен.
«Сколько бы ни говорили на эту тему, но поборы существуют. Знаю, что в некоторых школах нашего города собирались огромные средства, — рассказывает мама второклассника из Василькова Ольга Ещенко. — То же в детских садиках. Так, есть группы, где городская власть сделала ремонты за сотни тысяч гривен, но продолжают собирать с родителей еще по 300 гривен на те же ремонты. Когда я устраивала ребенка в садик три года назад, мне сказали купить в группу шкафчик для игрушек, на тот период это стоило 1300 гривен».
«КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА — ДИРЕКТОР ШКОЛЫ»
По подсчетам общественных организаций, только в киевских школах из родительских карманов вынимается ежемесячно 50 миллионов гривен. Недавно общественные активисты из Херсона озвучили сумму в полтора миллиарда гривен, это теневой родительский фонд всей страны. Заодно призвали родителей объединяться во всеукраинское движение против коррупции в образовании.
Местные органы власти заявляют, что пытаются преодолеть поборы в учебных заведениях. Упомянутый портал электронной регистрации, профинансированный в этом году ремонт в ряде школ Киева и заявление заступницы главы КГГА Анны Старостенко, что впервые город выделил 85 миллионов гривен именно на приобретение малоценных товаров для учебных заведений — все это в плюс. Однако финансирование из местного бюджета должно быть еще больше, чтобы как можно меньший груз ложился на родителей.
«Ключевой фигурой в этой ситуации является директор школы. Все зависит от того, изменит ли он свое поведение по привлечению средств родителей, — рассуждает Светлана Благодетелева-Вовк, председатель совета общественной организации «Точка роста: образование и наука». — И есть еще инвестиционные расходы, связанные с переподготовкой учителей, формированием инновационной среды учебы, и тут до сих пор не видим существенного продвижения, потому что это на несколько порядков большие средства. С другой стороны, деньги, предоставленные родителями, не используются на инвестиционные потребности школ. Если и далее будут существовать поборы, директор должен отчитываться перед родителями именно по расходам на развитие школы».
КТО ПРОФИНАНСИРУЕТ РАЗВИТИЕ?
Родители имеют право не платить никаких взносов, так как Конституция гарантирует бесплатное среднее образование. Другое дело, как ни поддаться давлению родительского комитета, а иногда это переходит и на отношение педагогов к детям. Оплачивать исключительно благотворительные счета — тоже не панацея. Общественные активисты заявляют, что контролировать оборот денег на них непросто. Да и создается такой счет на садик или школу, а как быть с фондами группы или класса?
«За последний год у родителей изменилось отношение к благотворительным фондам. Если сначала ставился вопрос о контроле над ними, общем с родителями управлении, то теперь они стоят на позиции, что государственное финансирование должно быть большим, а дальше нужен контроль над использованием бюджетных средств. Но все это обеспечивает текущее выживание школы. А есть еще потребности развития, о чем в целом никто не говорит», — добавляет Светлана Благодетелева-Вовк.
ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ КАК АКСИОМА
Кое-кто из педагогов разграничивает поборы и родительскую помощь, отмечая, что без финансовой поддержки родителей школа просто не выживет. По крайней мере на данном этапе, когда финансирование из бюджета недостаточное.
«На самом деле идеальных решений не существует. Государство не может взять на себя финансирование учебного заведения стопроцентно, потому что есть непредсказуемые расходы. Например, офисная бумага, ремонт оргтехники и т.п., — дает комментарий заместитель директора лицея «Универсум» Марк Бобровский. — Не всегда местная власть или районные управления могут на это среагировать, поэтому все равно родительская помощь должна быть. С другой стороны, родительские добровольные взносы тоже нельзя считать нормальным явлением. Третий вариант — переход заведений на самофинансирование. Но самофинансирование часто означает экономию света, тепла и т.п».
В бюджете-2017 на образование закладывается больше средств, чем в прошлом году, но предусматривается сокращение малокомплектных школ, уменьшение количества педработников — то есть планируется так называемая оптимизация образования. Как всегда, делим тот же пирог на разные части вместо абсолютной замены ингредиентов.