Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Ваза хочет иметь крылья»

В галерее «ЦеГлинаАрт» представлена интересная панорама профессиональной художественной керамики, которая сегодня выходит за рамки утилитарности
9 декабря, 2016 - 14:22

Выставка называется  «Современная керамика в интерьере». Однако авторские работы, которые  выполняют эстетическую функцию на уровне произведений высокого искусства, и в то же время имеют  утилитарное назначение, среди зрительской аудитории неизменно пользуются самой большой популярностью. Это в который раз подтвердила экспозиция, которая увлекает разнообразностью индивидуальных новаторских исканий и креативных находок керамистов в образно-пластическом решении привычных для всех нас утилитарных предметов.

Так, например, ваза здесь не является привычным традиционным сосудом для цветов: фантазией и волей художника она мечтает подняться на крыльях над обыденностью. Одно из произведений в экспозиции почти так и называется: «Ваза хочет иметь крылья», которое принадлежит рукам и душе талантливой молодой керамистки из Киева Олесе Дворак-Галик, которая является автором концепции и организатором этой выставки, а к тому же — инициатором прославленных в последние годы всеукраинских фестивалей керамики «ЦеГлина» в Киеве (2014—2016 гг.). Вдохновенная успехами этих своеобразных керамических форумов, Олеся свою творческую мастерскую из нежилищного фонда превратила в художественную галерею с альтруистичной целью предоставлять ее пространство для выставок всем одаренным коллегам-керамистам, и, таким образом,  в дальнейшем развивать в Украине эту непревзойденную разновидность «искусства огня».

На вернисаже каждая вещь, как и было задумано в ее концепции, раскрывает, в первую очередь, свою художественную идею, пытаясь «эмансипироваться» от повседневной для нее функции, утверждая свою внутреннюю эстетическую независимость, самодостаточность, самоценность, а уже потом демонстрирует свой утилитарный характер. Так, некоторые фигуративные светильники превращаются в красноречивый скульптурный диалог мужчины и женщины (В. Хижинский (Луцк). «Люди-лампы»); другие — в пирамиды, украшенные старинными письменными знаками (М. Галенко (Киев). Композиция «Письмена»), в сочные кавказские гранаты (Т. Даниелян (Ереван, Армения). Светильники «Красные») или в изысканные ажурные шары разных диаметров (С. Галенко (Киев). «Композиция из трех фигур»). Керамика в экспозиции ярко доказывает, что, с одной стороны, она пожизненно остается крепкой «ветвью» неизменно цветущего «древа» декоративно-прикладного искусства Украины (Д. Билокинь (Полтава). Вазы «Осеннее озеро», «Морозное утро», «Солнце за горизонт»), а, с другой — так же способна на создание образов подобно визуальному искусству (Д. Вовк (Киев). Светильники «Белый с синим»). Это возможно в виде инсталляций из посуды, выстроенных из шамотных толстостенных чашечек и блюд квадратной формы с выгнутыми крыльями с выразительной палитрой  матовых черных, серых, коричневых цветов (Студия LegeArtis (Киев). «Башня»), или в формах изысканных ваз и бутылок, созданных, кажется, не из глины, а из антикварных украшений, вытянутых из бабушкиного сундука позапрошлого века (Е. Проценко (Киев). Композиция «Белое кружево»), или в образах разнообразных арт-объектов — ларца, искусно превращенного в морскую волну, на которой весело качается игрушечный кораблик (В. Хижинский (Луцк). «На волнах счастья»); керамической подушки, окутанной изображением украинского флага (Я. Миронова (Польша). «Европейские сны»); горшков, которые своей «интуитивной» пластикой свободных форм больше напоминают морские раковины, однако с круглыми ушками (О. Савельева (Киев). «Горшки»).

Выставка убеждает, что керамика в начале ХХІ в. превращается в своеобразную синтетическую разновидность творчества, которая сочетает в себе средства художественной выразительности скульптуры (М. Кузьменко (Киев). Ваза для сухостоя «Мурмун»),  живописи (Т. Даниелян (Армения). Блюдо «Гранаты»), графики (М. Галенко (Киев). Пласты «Земля», «Вода», «Небо»), скульптурно-живописной пластики (О. Дворак-Галик (Киев). Серия «Двойнята»), лидируя в формотворческом экспериментировании среди других видов декоративного искусства.  Все оригинальные произведения пятнадцати участников этого знаменитого арт-проекта  могут свободно существовать как в жилищной и общественной интерьерной среде, так и в выставочном и  музейном пространстве, «прилагаясь», в первую очередь, к ассоциативному мышлению, воображению и душе зрителя. Предельная условность и лаконичность их пластики, ассоциативность и многоплановость образности  с минимумом средств художественной выразительности способны давать достаточно мощный эстетический эффект в интерьере.

Почти в последний момент — уже во время формирования экспозиции выставки, как утверждает арт-директор галереи «ЦеГлинаАрт» О. Дворак-Галик, к керамистам в экспозиции неожиданно присоединились и мастера экспериментального художественного текстиля: Ольга Радионова (Киев) со своей неординарной по материалам серией мягкой скульптуры «Кометы и планеты» (гипс, текстиль) и студия «Valina» с серией текстильных подушек в технике аппликации на тему «Путешествий» и серией по  мотивам народных орнаментов. Оригинальным украшением экспозиции воспринималась и текстильная модульная композиция «Стена» из натуральной ткани и применением авторской печати на ней, которая инспирирована древними расписными изразцами: она принадлежит авторству известного киевского графика Екатерины Бруевич.

Произведения художников-текстильщиков и керамистов всегда гармонично соединялись в жилищном интерьере и выставочном пространстве, и это, считаю, удачная идея для одного из будущих арт-проектов киевской галереи «ЦеГлинаАрт», круг почитателей которой с каждой новой художественной акцией все более расширяется.

Зоя ЧЕГУСОВА, заслуженный деятель искусств Украины, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ