Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Момент истины для внешней политики Украины (Обновляется)

16 декабря, 2016 - 11:40
ФОТО РЕЙТЕР

В какой-то момент игнорирование проблемы становится слишком вредным. Есть подозрение, что для украинской внешней политики он наступил уже давно, а для тех, кто предпочитал этого не замечать, события 15 декабря должны стать концентрированным тревожным звоном.

ЕС поддержал требования Нидерландов в отношении духа Соглашения об ассоциации с Украиной, продлил антироссийские санкции и вновь пообещал нам визовую либерализацию. К смешанным результатам наших дипломатических усилий на европейском фронте мы привыкли, но в этом случае смесь имеет все признаки стратегического тупика.

Наша одержимость безвизом рано или поздно должна была подтолкнуть европейцев к мысли о том, что «продать» Киеву уступки в этом вопросе нужно и можно как можно дороже. Мы же своей собственной продолжительной риторикой примерно обозначили возможную конкретную цену. Вчера счет был предъявлен: ЕС поддержал требования Нидерландов. Отказ от перспективы членства Украины в ЕС, предоставления коллективной безопасности и военной помощи, отказ от финансовых обязательств и от права украинцев жить и работать на территории ЕС – похоже, именно этим мы заплатим за визовую либерализацию где-то на горизонте.

Естественно, Соглашение об ассоциации не содержало подобных обязательств, и с этой точки зрения вчерашние решения можно считать несущественными. Но есть и иная точка зрения: Соглашения об ассоциации – инструмент долгосрочной политики ЕС, и политика эта либо готовит страны к членству, либо навсегда оставляет их в зоне соседства ЕС. До вчерашнего дня мы могли трактовать наше Соглашение в духе первого пути, но теперь такой возможности нет. Мы для ЕС стоим в одном ряду со, скажем, Алжиром, Чили или Египтом, и максимальный потенциал Соглашения об ассоциации вполне определен. В этом отношении 28 стран-членов ЕС продемонстрировали завидное единство. Языком наших реалий это переводится просто: Украина не может быть частью Европы в каком-либо ином, кроме географического, смысле слова. Что самое интересное, теперь мы вынуждены будем заплатить эту цену за всем надоевший безвизовый режим.

Почему так случилось? Главная причина, безусловно, кроется в том, что мы так и не стали решением для Европы, оставшись большой и сложной проблемой. Мы не смогли создать и предложить европейцам позитивную повестку дня в области безопасности, ограничив свою активность на этом направлении требованиями, жалобами и воззваниями к мифической справедливости. Бесконечно рассуждая о европейских ценностях, мы не показали никакой приверженности им на практике. Живя в бедном, коррумпированном и во всех отношениях слабом государстве, трудно убедительно претендовать на то, чтобы стать частью Европы, построенной на абсолютно противоположных принципах.

Далее, у нас была возможность правильно расставить приоритеты и обозначить главные сферы, условия и пределы сотрудничества. Отказавшись от безвиза, который европейцы так очевидно и по вполне понятным причинам не хотят нам давать, мы могли бы сосредоточиться на помощи в сфере безопасности и усиления институтов, направив главные усилия на решение ключевых для сохранения государственности проблем. Мы предпочли остаться в сладком плену привычной колеи многолетней европейской политики Украины, столь же бессодержательной, сколь и безуспешной.

Вишенкой на торте вчерашних решений стало продление санкций Европы против России – еще одна обманчивая победа. Ища во всем признаки поддержки и солидарности, мы забываем о том, что с помощью санкционного инструмента ЕС решает в первую очередь собственные проблемы. Долгосрочный эффект санкций сокращает военные возможности России, уменьшая риски для государств-членов ЕС. За это европейцы готовы платить. И санкции будут отменены, как только, по мнению ключевых европейских столиц, нужный эффект будет достигнут и появится уверенность в неспособности России угрожать территориям к Западу от границ Украины. Иными словами, санкции – это не победа нашей дипломатии, а обычный инструмент реализации европейцами собственных интересов. И его тоже продают нам дорого.

Санкции не способны принципиально изменить соотношение сил в нашем конфликте с Россией. Их эффект чисто символический, с их помощью нельзя ни решить конфликт на Донбассе, ни вернуть Крым. И мы должны отдавать себе в этом отчет, если хотим проводить осознанную внешнюю политику.

Эта политика в течение последних двух лет была инерционной, безынициативной и стратегически неграмотной. Если раньше мы торговали своими внешнеполитическим выбором с полюсами международной системы, то сегодня продаем фальшивые ориентиры собственному населению, поскольку ничего больше продавать нечего. «Плоды» этого мы продолжим пожинать и в следующем году. Хотя, как говорил Гендальф, «у нас больше нет права на ошибку».

«НАДО ИМПЛЕМЕНТИРОВАТЬ СОГЛАШЕНИЕ И УБЕЖДАТЬ ЕС, ЧТО ЭТОТ ДОКУМЕНТ - НАША ОБЩАЯ «СОБСТВЕННОСТЬ»

Алена ГЕТЬМАНЧУК, директор Института мировой политики:

- Нужно серьезно относиться к предостережениям Нидерландов, не воспринимать их как единичный каприз одиночной страны ЕС. Скорее, нужно воспринимать как своеобразную шпаргалку, которая дает нам понять, какие препятствия для интеграции Украины в ЕС видят в самом ЕС и на что мы должны фокусировать внимание. Ведь некоторые из оговорок, которые навязали Украине и ЕС, - это, к сожалению, оговорки, которые есть и у других стран - членов ЕС в отношении Украины. Нужно менять приоритеты, надо имплементировать Соглашение и убеждать ЕС, что этот документ - наша общая "собственность", общие интересы и – главное - общая ответственность. Если Украина не будет имплементировать Соглашение, то оно ей не нужно с оговорками или без оговорок Нидерландов.

Николай ТОЧИНСКИЙ, посол Украины в ЕС, Брюссель:

- Нам нужна ратификация. Мы, имею в виду Украину, работали на большее. Однако, с правовой точки зрения, это не меняет суть ратификации. Принимая во внимание, что европейцы эгоцентристы, - можно и так трактовать. Однако не забывайте, что 1 ноября премьер-министр Нидерландов должен был отправить сообщение, что ничего не ратифицируется и мы с коллегами в ЕС это изменили. Поэтому не всем Украина не интересна.

Александр ГОРИН, посол Украины в Нидерландах, Амстердам:

- В двух словах. Мы ничего не потеряли, но получили хороший шанс завершить ратификацию Соглашения об ассоциации. А оно - Соглашение об ассоциации, кто бы и что бы ни говорил, реальный и эффективный инструмент продвижения реформ в Украине. Реакция России только подтверждает, что мы движемся в правильном направлении.

Подготовил Мыкола СИРУК, «День»

Николай Капитоненко
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ