Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об особенности польских протестов

Эксперт: «Попытка ограничить доступ медиа в парламент — еще один шаг, который демонстрирует намерение партии Качиньского консолидировать власть»
19 декабря, 2016 - 19:19
ФОТО REUTERS

В столице Польши несколько дней подряд длятся массовые протесты против предложенных правящей национал-консервативной партией «Право и справедливость» (ПиС) ограничений на доступ журналистов в парламент страны.

16 декабря тысячи протестующих перекрыли выходы из здания парламента, скандируя: «Конституция!», «Свободные СМИ!» и «Вы не выйдете отсюда до Рождества!». Полиция применила слезоточивый газ, оттесняя демонстрантов от Сейма. В тот же день свыше 20 польских СМИ бойкотировали заседания Сейма в знак протеста против планов ограничить парламентскую работу журналистов. Они день не публиковали фотографии политиков и выходили с пустыми страницами.

В пятницу почти 30 оппозиционных депутатов заблокировало работу нижней палаты Сейма в знак протеста относительно журналистских ограничений, а также против голосования за госбюджет на 2017 год, считая его в данных условиях незаконным. В результате принятие бюджета состоялось в другом зале.

Как сообщает немецкая телерадиокомпания Mitteldeutsche Rundfunk, согласно предложенным изменениям, аудио- и видеосъемка в польском Сейме будет практически полностью запрещена. Всего пять избранных телевизионных каналов смогут вести прямые эфиры из парламента, но даже их журналисты не смогут свободно передвигаться по зданию.

Все остальные СМИ должны будут аккредитовать как минимум двух парламентских корреспондентов, которые смогут работать в польском парламенте только по очереди и без устройств аудио- и видеозаписи. Интервью с народными избранниками можно будет брать только в определенном месте, которое необходимо будет резервировать предварительно. Кроме того, единственным местом, где журналисты смогут свободно передвигаться, станет пресс-центр, который вообще будет расположен в соседнем здании. Они смогут следить за событиями в сессионном зале с помощью трансляции, которая и сейчас осуществляется в интернете.

Внедрение ограничений работы журналистов сделает фактически невозможной независимую работу в парламенте, а достоверной информации о событиях, происходящих в Сейме, станет гораздо меньше, отмечает критика. Раньше, например, польским журналистам удавалось фиксировать, как народные избранники голосовали за своих коллег, ели салат прямо в зале заседаний, показывали неприличные жесты или спали во время заседаний парламента.

Правозащитники указывают на то, что статья 61 конституции Польши предусматривает право граждан на «доступ к заседаниям коллегиальных органов государственной власти, которые были избраны на всеобщих выборах» так же, как и «возможность делать аудио- и видеозаписи таких заседаний». Польский омбудсмен по гражданским правам Адам Боднар также заявил, что журналистам должно быть обеспечено право доступа к информации, отмечает агентство dpa.

«ОППОЗИЦИЯ РАССМАТРИВАЕТ ЛЮБЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, ЧТОБЫ СОКРАТИТЬ СРОК ПРЕБЫВАНИЯ ПРИ ВЛАСТИ ПАРЛАМЕНТА И ПРАВИТЕЛЬСТВА»

Михаль КОБОСКО, директор Вроцлавского глобального форума при Атлантическом Совете США, Варшава:

— Не понятно, почему так действует нынешняя правящая коалиция. Хотя выглядит достаточно логично, что повестка дня ПиС заключается в том, чтобы централизовать власть, и в то же время уменьшить полномочия независимых институтов. И это было отчетливо видно в прошлом году, когда разворачивался конфликт относительно Конституционного трибунала в Польше. А этот орган был до сих пор независимым институтом, который мог фактически заблокировать некоторые законы, предложенные ПиС.

Тоже самое касалось государственных медиа. В прошлом году на государственном телевидении и радио были уволены десятки журналистов, нелояльных к правительству. Теоретически в настоящий момент власть находится за пределами контроля общественности. Более того, власть начала расследование так называемых коррупционных скандалов относительно мэров влиятельных городов, таких как Гданьск и Варшава.

А попытка ограничить доступ медиа в парламент и правительство — еще один шаг, демонстрирующий намерение ПиС консолидировать власть и уменьшить присутствие независимых институтов.

Еще одним примером этого является отношение власти к неправительственным организациям. Правительство вышло с идеей создания нового государственного агентства, которое будет следить за такими организациями и принимать решения относительно публичных пожертвований для определенных неправительственных организаций. Идея о контроле государства за неправительственными организациями выглядит, мягко говоря, несколько странной.

Относительно влияния ЕС на Польшу. В прошлом году происходили постоянные дискуссии между польским правительством и Брюсселем о демократических ценностях и законах в Польше. И это было похоже на историю, которой нет конца. ЕС изучал наше законодательство относительно Конституционного суда и критиковал большое количество дополнений в данном законе, которое ставило цель — в конце концов парализовать деятельность конституционного суда. Полномочия институтов ЕС ограничены. Брюссель может разве что критиковать и осуществлять дискуссии относительно Польши, но они не могут что-либо сделать. Вместе с тем у Брюсселя есть что-то вроде «ядерного оружия», а именно ограничение права голоса Польши в институтах ЕС. А другим его оружием является сокращение структурных фондов ЕС. А это один из важнейших источников финансирования государственных программ польского правительства за последние годы.

Следовательно, отношения между Брюсселем и Варшавой не очень хорошие. И Дональд Туск, который вчера выступал во Вроцлаве на церемонии завершения года культурной европейской столицы, полностью изменил свое выступление. И вместо того чтобы говорить о культуре, он говорил о демократии, о нарушении правительством правил демократической страны.

Учитывая процессы, происходящие в Европе, выборы в следующем году в Германии, Франции, Италии, не думаю, что Польша намеревается выйти из Европейского Союза. Это противоречит польским национальным интересам.

Относительно влияния протестов на политику ПиС. В настоящий момент в Польше происходит борьба между действующим правительством и оппозицией. Либеральная и центристская оппозиция рассматривает любые возможности и варианты, чтобы сократить срок пребывания при власти парламента и правительства. В то же время нельзя говорить, что в Польше ведется борьба только между теми политиками, которые были при власти, и теми, кто заменил их. Последние события показали рост недовольства общественности, особенно в больших городах. Люди побаиваются, что будет положен конец многим демократическим стандартам, или они будут изменены после введения в действие предложенных ПиС законов. Гражданское движение возникло на основе опасения, что достижения Польши после 1989 года могут быть утрачены во время правления ПиС, и что Польша может сделать один-два или даже три шага назад и в конечном итоге стать изолированной на международной арене. Она уже имеет конфликт с Брюсселем, Берлином и Парижем. Наши отношения с Россией являются непростыми, потому нам необходимо поддерживать постоянные отношения с партнерами в ЕС.

Прогноз относительно продолжения противостояния власти и оппозиции. В настоящий момент у ПиС имеются все карты, и эта политическая сила может сделать все, что она пожелает. Она может и дальше настаивать на своем, увеличивать напряжение, или сделать один-два шага назад и пытаться достичь политического компромисса с оппозицией, медиа и журналистами. А СМИ очень недовольны тем, что правительство пытается ограничить их деятельность в сейме. Демонстранты не собираются завершать свои акции, по крайней мере, на этой неделе. Президент Анджей Дуда очень активен, вчера он встретился с протестующими, а сегодня будет встречаться с Ярославом Качинским. Они будут искать компромисс. Оппозиция до сих пор блокирует заседание парламента внутри здания и заявила, что будет продолжать акции до 10 или 11 января. Я надеюсь, что компромисс будет найден. Наихудший сценарий — люди будут продолжать протестовать на улицах. И все теперь зависит от шага ПиС, от готовности этой политической силы пойти на компромисс.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ