Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Украинские дебюты

В Гданьске представили музыкальную панораму ХХ века
20 декабря, 2016 - 10:39
ИРИНА РЯБЧУН СЫГРАЛА СОЛЬНУЮ ПРОГРАММУ НА ГДАНЬСКОМ КАРИЛЬОНЕ / ФОТО ИЗ FACEBOOK-СТРАНИЦЫ ИРИНЫ РЯБЧУН

Инициатива включения украинского концерта в программу ІІ Фестиваля современной музыки «Новая волна» в Гданьске принадлежала организаторам этого музыкального проекта, в том числе известному польскому композитору Анджею Дзядеку и музыковеду Магдалене Дзядек. Главной целью форума является показ произведений современных польских композиторов разных поколений и разного стилистического направления. Здесь происходили и премьерные исполнения, а также звучали произведения, которые ранее не исполнялись в Гданьске. Можно было услышать музыку таких широко известных в мире мастеров, как Кшиштоф Пенедерецкий, Витольд Лютославский, Гражина Бацевич. Наряду с этим слушатели получили возможность познакомиться с новыми произведениями хорошо известных и в Польше и за ее пределами представителей местной композиторской среды — инициатора создания и руководителя оркестра «Симфониетта Померании», профессора композиции Гданьской музыкальной академии Анджея Дзядека, композитора и аккордеониста Кшиштофа Ольчака и ряда других мастеров разного возраста, в том числе студентов Гданьской музыкальной академии.

В камерном концерте яркое впечатление произвели произведения Войцеха Блехажа и Марека Черневича, которые базировались на авторских виртуозных транскрипциях еврейских народных песен. Они предназначались для талантливого творческого тандема Анджея Войцеховского (кларнет) и Томаша Йоха (фортепиано), в исполнении которых и прозвучали во время фестиваля.

Из зарубежных авторов организаторы остановились на немецких, скандинавских и украинских композиторах. В связи с общей направленностью на демонстрацию разностилевой творческой наработки представителей разных поколений, а в нашем случае и разных регионов, была составлена программа украинского камерного вечера. Ее исполнительницы — известная киевская пианистка и карильонистка Ирина Рябчун и певица, солистка Львовской филармонии Наталья Грановская.

Ирина Рябчун сначала сыграла сольную программу на гданьском карильоне, который расположен на башне величественного костела Святой Екатерины в историческом центральном районе города. Ей помогала местная карильонистка, выпускница школы карильона в Мехелине (Бельгия) Анна Кашприцкая. Программа концерта состояла из сделанных самой Ириной транскрипций украинских народных песен и произведений украинских авторов. А в дуэте с Анной прозвучали карильонные версии мазурок Шопена. Интересно, что в частности и благодаря Ирине Рябчун этот необычный инструмент становится популярным и в Украине. Летом карильон можно услышать в концертных программах в Софии Киевской. Международный фестиваль колоколов и карильона с успехом проводится в Гошиве (Ивано-Франковская область).

Фестивальный концерт украинской музыки состоялся в бережно сохраненном помещении старинной ратуши. Он начался фортепианной Сонатой № 1 Бориса Лятошинского, созданной еще в 1924 году. Соната ярко представила усложненный ранний стиль композитора, обозначенный напряженной экспрессией, диссонансными гармониями, поисками путей обновления музыкального языка. Контрастом к этому прозвучал выдержанный в позднеромантической манере романс харьковского композитора, пианиста и вокального педагога Григория Алчевского «Душа». Харьковскую композиторскую школу другой эпохи, конца ХХ в., представили произведения Ирины Губаренко, три фортепианных прелюдии и вокальный цикл на стихи Леонида Киселева «Заспівайте, сестро». Имя львовского композитора, пианиста и музыковеда Василия Барвинского, а также его драматичная судьба узника сталинских лагерей хорошо известны в Польше. Здесь не только звучали некоторые его произведения, но и публиковались научные труды. Ирина Рябчун темпераментно и возвышенно исполнила фортепианную пьесу В. Барвинского с интересным программным названием, которое определило ее образное содержание: «Боль. Бой. Победа любви». Сама пьеса является финальной частью фортепианного цикла В. Барвинского. Присущие ей черты эмоциональной взволнованности и возвышенной патетики нашли свой отклик также в романсе Богданы Фильц на стихи Леси Украинки «Лебединая песня», которой завершилась первая часть концерта.

«Тихой музыкой» и сосредоточенной атмосферой созерцания были обозначены фортепианные и вокальные произведения Валентина Сильвестрова, которые открывали вторую часть. Ирина Рябчун смогла передать акварельный характер звучания и ностальгический колорит его фортепианных миниатюр. В трех вокальных произведениях композитор использовал поэтические тексты Ирины Губаренко, что дало возможность познакомиться не только с ее композиторским, но и поэтическим творчеством. Особенно поразила изобретательная звуковая палитра и тонкое ощущение Валентином Сильвестровым образно-поэтической тональности стихотворения в пьесе «Дзвіничка» («Колоколенка»). А после этого как будто произошла внезапная модуляция в мир фольклорных ярких красок, ритмичной энергии, песенных образов и жанрово-танцевальных мотивов. Построенные на фольклорной основе фортепианные пьесы талантливого харьковского композитора Николая Коляды, который слишком рано ушел из жизни, прозвучали в транскрипции Леонтия Колодуба. Популярная песенная лирика была представлена произведениями А.Билаша и С. Сабадаша. Стремительной энергией и виртуозной изобретательностью обозначена фортепианная «Бурлеска» М. Скорика.

Следует добавить, что заложенная в замысел фестиваля идея взаимодействия музыкальных культур и разных тенденций в их рамках была реализована в украинской программе и благодаря тому, что в нее органично вписалось новое польское произведение. В первом отделении был исполнен очень выразительный вокальный монолог молодого польского композитора Паулины Садло на стихи Марии Павлинской-Ясножевской «Взлетит ли ангел на землю». Написанный в 2015 г., он уже получил признание и награды двух композиторских конкурсов. Наталья Грановская и Ирина Рябчун специально его выучили и подготовили для этого концерта. Им показалось, что эмоционально изысканное, обозначенное контрастными настроениями произведение польского автора каким-то образом перекликается с украинскими событиями последних лет.

Произведения украинских композиторов не впервые исполняются в Польше. Их активным пропагандистом уже давно выступает известный и в Польше, и в Украине дирижер Роман Ревакович. Так, в 2012 г. он был в числе инициаторов и организаторов фестиваля украинской музыки, который уже четвертый раз проходил в Варшаве. Тогда в нем приняли участие известные творческие коллективы и музыканты, в том числе Национальный симфонический оркестр под руководством Владимира Сиренко, камерный хор «Киев», которым руководит М. Гобдич, ансамбль «Ностри темпорис». Недавно в Филармонии Народовой в Варшаве состоялся концерт Национальной хоровой капеллы «Думка», программу которого составили произведения украинской хоровой музыки разных времен — дирижеры Евгений Савчук и Роман Ревакович (об этом вечере «День» писал в №199). Пылкий почитатель украинской музыки, Роман Ревакович присутствовал и на концерте в гданьской ратуше.

Марина ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО, музыковед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ