Сложный 2016 год принес Украине больше вызовов, чем возможностей; тревожных новостей было больше, чем радостных; и общая ситуация в конце декабря сложнее, чем была в начале января. Как и два года назад, вызовы хорошо знакомы: углубление кризиса государственных институтов, которое у нас почему-то путают с коррупцией — одним из симптомов; и агрессия России. От способности сопротивляться каждому из них зависит сохранение украинской государственности.
Время вряд ли играет на нашей стороне, и потому каждый потерянный год множит риски. На внутреннем фронте — без перемен. По большому счету, в стране продолжает функционировать давно знакомая и крайне неэффективная модель социально-экономических отношений, которая из года в год ухудшает качество жизни и перспективы украинцев. Эта же модель воспроизводит политическую систему сомнительного качества, что характеризуется стабильно высоким уровнем коррупции, отсутствием нормальной партийной системы и — вследствие этого — условной демократией.
В рейтингах Global Democracy Index и Freedom in the World мы отнесены к, соответственно, гибридным режимам и частично свободным обществам. Постепенно мы привыкаем к тому, что реформаторского или экономического чуда не произойдет, учимся выживать в хронически непростых социальных условиях; и 2016 год стал в этом отношении похожим на долгую череду предыдущих.
В мире вокруг нас за уходящий год произошло много интересных и важных событий. Самые резонансные из них свидетельствуют о том, что в следующем году международная среда станет менее благоприятной — или еще более неблагоприятной — для Украины.
В Европе, интеграцию с которой мы сделали безусловным и безальтернативным направлением своей внешней политики, наступило время евроскептицизма, причем впервые нежелание углублять или распространять интеграционные процессы сопровождается решением отдельно взятого государства о выходе из ЕС.
Brexit будет иметь долгосрочные последствия, «развенчивая миф», как говорили советские историки, о необратимости евроинтеграционных процессов. В этих условиях, а также принимая во внимание рост влияния популистов в разных странах Европы — при том, что популизм этот имеет по большей части антибрюссельскую направленность — реализация европейской стратегии Украины в ее современном, или, другими словами, в ее неизменном и привычном виде значительно усложнится.
Наша традиционная риторика, неэффективная уже в прошлом году, станет, возможно, вообще контрпродуктивной. Без позитивной прагматичной повестки дня для Европы мы рискуем ограничить наши успехи в следующем году лишь легендарным безвизом. Есть проблемы и более конкретного характера и более близкие к нашим текущим приоритетам.
Референдум в Нидерландах продемонстрировал уязвимость механизмов принятия решений внутри ЕС. Судьба Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом «вдруг» стала зависеть от общественного мнения в отдельной стране. И уже в следующем году нам придется делать непростой выбор между завершением процесса ратификации Соглашения и сохранением наших долгосрочных евроинтеграционных надежд на членство в Союзе. Кроме того, нас будут ожидать выборы во Франции с результатом, который вряд ли обрадует.
Европейский вектор нашей деятельности нуждается в существенной корректировке, изменении подходов и новых идеях. Сохранится наша уязвимость перед Россией и высокая цена, которую мы будем платить за конфликт на востоке. Перспектива его последующей структуризации и превращения в постоянный элемент политической жизни в Украине выглядит наиболее вероятной. Похоже на то, что независимо от продолжительности и интенсивности международных санкций Кремль будет сохранять присутствие в украинских событиях с целью максимально ослабить нашу государственность.
Надеяться на усиление международного давления на Россию не стоит, напротив — лучше исходить из высокой вероятности его постепенного ослабления. Двусторонние отношения превращаются в долговременное асимметричное противостояние, которое будет требовать от нас концентрированных усилий, грамотной стратегии и высокой цены. Общественный диалог, политический консенсус и действенный план урегулирования конфликта на Донбассе должны стать безусловным приоритетом государственной политики — как внутренней, так и внешней — в будущем году.
Приход к власти новой администрации в США в начале 2017 года поставит перед нами еще одно сложное задание: найти язык общения с Вашингтоном. Очевидно, просчеты и ошибки предыдущего периода должны быть учтены и исправлены как можно скорее. Так же, как и ЕС, США будут нуждаться в конструктиве, эффективности и прагматизме — то есть во всем том, чего системно не хватает нашей внешней политике. Разговор с Дональдом Трампом на языке требований и обвинений станет неудачным решением.
По итогам года мы остаемся в зоне высокого риска в рейтинге Fragile States Index, что означает наличие серьезных вызовов государственности. «Призрак Сомали», как и ранее, где-то рядом, а мир между тем становится все более сложным и опасным. Наша слабость становится источником уязвимости и проблемой регионального масштаба. Она продолжит суживать пространство для маневра на международной арене, подрывать жизнеспособность украинского государства. Каким бы тяжелым ни был 2016 год, следующий вряд ли будет легче. Борьба за украинскую независимость будет продолжаться.