Несмотря на все споры журналистов и силовых структур, улучшилось качество освещения хода боевых действий на востоке Украины.
После серии скандалов — самым громким из которых был репортаж Насти Станко и ее коллеги из российской «Новой газеты» с передовой, после которого этих журналистов временно лишали аккредитации — ситуация улучшилась. На сегодняшний день у работников медиа осталось очень много нареканий к силовикам, но сугубо «внешняя картинка» на конец 2016 года, на третий год войны, выглядит более профессионально (с точки зрения военной журналистики).
В ведущих медиа — в первую очередь, на ТВ — появилось больше профессиональных военных репортеров (в частности, Владимир Рунец, телеканал «24», Евгения Подобная, «5 канал»), а на экранах телевизоров информация из зоны АТО взяла верх над эмоциями.
В ключевых военных соединениях появились активные и профессиональные пресс-офицеры, боевые подразделения имеют свои аккаунты в социальных сетях, которые регулярно обновляются. Хотелось бы отметить, в частности, Закарпатский Легион (128-я горно-пехотная бригада) за создание серии креативных видеоклипов, направленных на поддержку армии «Я ТУТ», 24-ю Железную механизированную бригаду за креативную многотиражку «Бюллетень «Железной бригады», 72-ю Гвардейскую ОМБР за трогательный фоторепортаж о военной библиотеке, 54-ю отдельную механизированную бригаду за оперативные новости во время последнего обострения на Светлодарской дуге и многие другие подразделения.
Конечно, есть еще над чем работать (и очень, очень много), но «совок» в коммуникациях ВСУ наконец немного начал уступать правилам и подходам информационной эпохи.
8 ноября 2016 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» относительно доли песен на государственном языке в музыкальных радиопрограммах и радиопередачах», который вводит квоты на песни на украинском языке и ведение программ на украинском языке на радио. В течение первого года со дня вступления в силу данного закона радиостанции обязаны транслировать в часовых промежутках с 7.00 до 14.00 и с 15.00 до 22.00 по меньшей мере 25% песен на украинском языке.
ОДНИМ ИЗ МЕДИАСОБЫТИЙ ГОДА СТАЛ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ КАНАЛА «ЭСПРЕССО» И ГАЗЕТЫ «ДЕНЬ». БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ ПРОГРАММА ВЫЗВАЛА РЕЗОНАНС В УКРАИНСКОЙ МЕДИАСРЕДЕ И ПОКАЗАЛА НЕ ТОЛЬКО ЗДОРОВУЮ ВОСТРЕБОВАННОСТЬ В КАЧЕСТВЕННОЙ ДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ, НО И ГОТОВНОСТЬ ЖУРНАЛИСТОВ К СОЛИДАРНОСТИ. НАПОМНИМ, ПО СЛУЧАЮ 20-ЛЕТИЯ НАШЕЙ ГАЗЕТЫ ТЕЛЕКАНАЛ ПОДГОТОВИЛ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ СЮЖЕТОВ ИЗ ШЕСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВЫПУСКОВ, В КОТОРЫХ ИСТОРИЯ СТРАНЫ ПОДАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ИСТОРИЮ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ ГЛАЗАМИ ИЗВЕСТНЫХ УКРАИНСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ «ДНЯ». С ПРОЕКТОМ МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ НА САЙТЕ НАШЕГО ИЗДАНИЯ В РАЗДЕЛЕ «ВИДЕО»
Несмотря на панику и истерику, которую «разгоняли» в СМИ и соцсетях противники квот, удивительным образом, в «тайниках» музыкальных редакторов нашлись «форматные» и качественные композиции, и эфир заполнился украинскими песнями. Одновременно пошли заказы молодым отечественным композиторам, поэтам и исполнителям... Следовательно, когда в 2017-м и в 2018 году квоты на украиноязычные песни вырастут, соответственно до 30% и 35%, дефицита контента можно не ожидать.
Вообще, написать о квотах можно очень много. Но коротко могу изложить свои личные впечатления одним предложением: я перестала чувствовать себя в оккупации, слушая украинское радио.
В текущем году «пиком» противостояния «медиасообщества — информационные волонтеры» стали споры вокруг проекта «Миротворец».
Резюмировать эту тему можно очень коротко: на сегодняшний день «Миротворец» продолжает свою деятельность. В августе проект зарегистрировался как средство массовой информации, и волонтеры работают дальше. В планах — запуск программы распознавания лиц.
Зато самая активная противница «Миротворца» из украинской медиасреды, заместитель министра информационной политики Татьяна Попова, ушла в отставку.
Что касается борцов против проекта на международной арене, то, в частности, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович продолжает в официальных документах своего офиса критиковать «Миротворец». Но учитывая то, к какому скандалу привел последний отчет этой структуры (об этом детально писал «День»), вес этой критики на сегодняшний день уже далеко не тот, который был раньше.
В конце уходящего года в медиасреде началось давно назревшее публичное обсуждение стандартов и принципов деятельности украинских медиа в условиях гибридной войны, которую развязала Россия против Украины. Поводом для дискуссии стали участие Национального союза журналистов Украины в программе «Две страны — одна профессия» с Союзом журналистов России под эгидой ОБСЕ и публикация противоречивого отчета представителя по вопросам свободы СМИ Дуньи Миятович.
Следствием широкого публичного обсуждения стали, в частности, обращения инициативы «Украинская журналистская платформа», по поддержке решения Европарламента от 23 ноября 2016 года относительно противодействия российской пропаганде и обращения представителей международного неправительственного объединения «Международный информационный консорциум (МИК) «Бастион» к Представителю ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуньи Миятович с призывом выступить против двойных стандартов.
В будущем году ожидаем продолжения дискуссии и выхода на совместные и конструктивные проекты решений, касающихся принципов, стандартов и регламента деятельности медиа во время гибридной войны.
5. Начало реформирования государственных СМИ. На центральном уровне это означает создание условий для переформатирования НТКУ в Общественное телевидение: «совковый монстр» должен превратиться в «украинское Би-Би-Си».
Формально эта деятельность вполне отвечает всем стандартам развития современных медиа в цивилизованном мире. Но в Украине и этот процесс, как и все другие реформы, имеет свои особенности — здесь и политические разборки, и кадровая чехарда, и, конечно, финансовые споры.
Министр информационной политики Юрий Стець уверяет, что запуск Общественного телевидения и радиовещания состоится по плану, в 2017 году. Как утверждает первый заместитель генерального директора НТКУ Александр Харебин, телеканал будет выглядеть как общественное телевидение с сентября следующего года. «Когда в конце января ПАО НОТУ будет зарегистрирован, а Наблюдательный совет вступит в свои юридические полномочия, он объявит конкурс, и где-то в конце марта, а может, в начале апреля утвердит председателя правления и собственное правление. Все это время, то есть три месяца, НТКУ уже будет называться ПАО НОТУ, но компания точно так же будет иметь 7200 сотрудников, структурные подразделения в виде филиалов, имеющуюся штатную структуру и, может, несколько другие заработные платы. В уставе НОСУ еще прописано, что руководителей региональных дирекций также выбирают на конкурсе. Эти конкурсы займут около двух месяцев. И где-то по состоянию на 1 июля эта компания будет каким-то образом напоминать общественного вещателя. А сколько нужно времени, чтобы реформировать контент, чтобы понять, как тратить средства, которые государство обеспечит, это тоже вопрос. Поэтому в лучшем случае программная сетка сентября 2017 года сможет выглядеть более приемлемой для Общественного», — цитирует слова Харебина UA:Перший.
Впрочем, на следующий день после принятия закона о государственном бюджете на 2017 год председатель комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информационной политики Виктория Сюмар сообщила, что документ не предусматривает достаточно средств на финансирование Общественного вещания. «Бой за Общественное вещание мы проиграли. Требование комитета о необходимости полного финансирования Общественного вещателя в соответствии с законом в размере 1,2 млрд грн и отдельного финансирования Евровиденья — ни правительство, ни бюджетный комитет ночью так и не услышали. 250 миллионов не хватило, — написала депутат в своем аккаунте в «Фейсбуке». — Будем требовать дофинансирования по результатам полугодия».
Итак, хотя в этом году процесс создания «украинского Би-Би-Си» и удалось сдвинуть с мертвой точки, впереди еще много баталий — и не только по поводу финансов.