Насколько качественно медицинские вузы готовят будущих врачей и как уровень их знаний отвечает международным стандартам — вскоре выяснит Минздрав. Ведомство инициирует собственное внешнее оценивание качества подготовки студентов-медиков. Первый этап проверки запланирован на март этого года.
Как идет речь в официальном письме министерства к медицинским вузам, в лицензионный экзамен «Шаг 3. Общая врачебная подготовка», обязательный для аттестации врачей-интернов, включат субтест по предоставлению помощи в безотлагательных случаях. Этот дополнительный тест базируется на вопросах экзамена для получения медицинской лицензии США (USMLE). Также для студентов шестого курса направления «Медицина» в мае этого года проведут международное сравнительное исследование на базе теста «Международные основы медицины» (IFOM), который готовит Национальный совет медицинских экзаменаторов США.
Похожие тесты студенты медицинских вузов проходят на протяжении разных лет учебы, чтобы перейти на следующий образовательный уровень, однако впервые их знания проверят по международным нормативам. В рамках запланированной медицинской реформы это крайне важно, ведь она рассчитана на врачей, которые умеют конкурировать между собой, готовы к самоусовершенствованию и перениманию иностранного опыта. Невзирая на это, эксперты прогнозируют сопротивление тестированию.
«Думаю, администрации вузов будут накручивать студентов, что вот вы учились по одной системе, а вопросы в тестах — по другой. Но студенты сами в этом заинтересованы, чтобы сравнить знания, которые им дает вуз, с реалиями. То есть это проверка возможности университетов подготовить квалифицированных выпускников, — замечает Никита АНДРЕЕВ, заместитель главы секретариата Национального агентства по обеспечению качества высшего образования. — Минздрав раньше был закрытой структурой, в таких условиях было тяжело защищать права студентов, а сама медицинская система работала по своим правилам. Поэтому это шаг вперед, это тестирование поможет определенным образом унифицировать систему и посмотреть, насколько наши студенты способны пройти тесты других стран, то есть это проверит качество знаний. А с другой стороны, это покажет уровень высшего образования в медицинских вузах. Возможно, на основании этих тестов будут принимать кадровые решения, на что, надеюсь, в Минздраве хватит смелости. Вообще медицинское образование — самое тяжелое для реформирования. Министерство образования и науки не может вмешиваться в улучшение их качества обучения, и пока не будет политической воли Минздрава, ничего не изменится».