Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Я не признаю понятие «интеллектуальная живопись»

Николай Соколов представил в галерее «Митець» юбилейную выставку
19 января, 2017 - 10:08

Мастер недавно отметил свой 70-летний юбилей. Не только безоговорочный художественный талант Николая Евлампиевича, но и его колоритная внешность, напоминающая лик и образ разночинца-демократа ХІХ в., богемный дух и выразительный громкий бас, безошибочно узнаваемый в толпе каждого киевского вернисажа, делают художника одним из самых ярких представителей киевского художественного братства.

Любовь и искусство — два крыла, которые поднимают человека над барьерами мирской суеты и будничности. Любовь всесильна: могущество этой стихии настолько велико, что, видимо, нет народа, который бы не имел своих песен об этом великом чувстве человека, свойственном ему изначально. Произведения Николая Соколова — о безмерной любви к жизни, о его самоотверженной влюбленности в искусство и увлечении художественным поиском. Смелая сочной яркостью темпераментно-пылкая фигуративная живопись Соколова в безумных красных цветосочетаниях, в которой лейтмотивом звучит образ украинской женщины-красавицы, воспринимается на его персоналии бурлящим вулканом эмоций художника. В отличие от его сдержанных в серо-черной палитре урбанистических абстракций с выразительным музыкальным ритмом, сложных в тональных соотношениях картинах из серии «Дамы в шляпах» и серии «Ню» или минималистичных в использовании средств выразительности, однако чрезвычайно изысканных пейзажей и натюрмортов в технике акварели, которые, кажется, родственны с японской графикой.

Свою любовь к Украине, которая сейчас переживает смутные времена, Соколов довольно условно раскрывает на выставке в крупноразмерных загадочно-мистических карнавально-красочных полотнах, созданных художником под воздействием образности малороссийских повестей Николая Гоголя. Здоровому духу и красоте народных женских образов, искусно им написанных, — ярких, жизнерадостных, песенно-звонких, которые символизируют взлелеянную в мечтах еще Гоголем чудную Украину, Соколов противопоставляет образы чертей, олицетворяющие современных носителей живого зла, враждебные силы, духи лжи, которые создают абсурдную действительность, в которой мы, украинцы, вынуждены существовать последние годы. Во время трагических сумраков Украины художник в своих новых полотнах смеется и скорбит вместе со своим гениальным тезкой — Николаем Гоголем.

Соколов — художник многогранной одаренности: прирожденный художник-монументалист, живописец, график, узнаваемый своей оригинальной художественной манерой в его фигуративных произведениях, написанных маслом и темперой — колористично-элегантных, настроенческих, наполненных тонкими ассоциациями .

Николаю Евлампиевичу, который рос среди икон и фресок православных храмов ХVII века в городе Ярославле в России, но в 1976 году поселился и навсегда сроднился с другим прекрасным городом Ярослава Мудрого — Киевом, в 1999—2000 годах выпала большая честь работать над воссозданием киевских монументальных мозаик в центральном куполе Михайловского Златоверхого собора. Выполнение работы такого высокого уровня сложности было возможным благодаря серьезной профессиональной школе, которую Николай прошел на отделении живописи в Ярославльском художественном училище (1961—1967) и в мастерской монументальной живописи Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной (1971—1976). Опыт копирования фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре во время обучения в славной Мухинке, бесспорно, пригодился мастеру в его звездное время работы над мозаиками Михайловского Златоверхого собора в самом сердце Украины.

Педагогами Соколова в ЛВХПУ были Г. Савинов, Г. Рублев, А. Тамбасов, К. Иогансен — бывшие ученики таких всемирно известных художников первой трети ХХ века, как К. Петров-Водкин, П. Филонов, А. Осмеркин, которые учили своих студентов избегать в произведениях преднамеренных зрительных эффектов, поверхностной правдоподобности и строить свои картины на тонких тональных соотношениях, где есть внутреннее напряжение, превращающееся в мощную визуальную экспрессию. И в этом позитивное качество живописи Соколова, который тщательно выстраивает свои композиции, как каменщик выкладывает стену из отдельных мазков-кирпичей, стремясь к гармоничному живописному синтезу цвета, образа, формы, пространства. «Живопись для меня — не арифметика, не логика. Я не признаю понятия «интеллектуальная живопись». Для меня живопись — это тонкое ощущение сочетаний и соотношений цвета, что естественно, как дыхание. А еще — это свобода и праздник. И важнее не что или кого пишу с натуры, а образное состояние того, что пишу. Портрет и образ — не одно и то же», — завершает Соколов интервью словами своего любимого педагога Глеба Савинова — одного из лучших учеников Александра Осмеркина. Думаю, именно благодаря этому творческому кредо произведения киевского художника Николая Соколова украшают Центр искусств в Лос-Анджелесе (США), а также частные коллекции Австрии, Австралии, Великобритании, Израиля, Италии, Канады, Нидерландов, Финляндии, ЮАР, Японии.

Зоя ЧЕГУСОВА, заслуженный деятель искусств Украины, фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ