Новоизбранный президент Молдовы Игорь Додон, как и обещал, первый визит после вступление в должность нанес в Москву. По итогам переговоров с президентом РФ Владимиром Путинымон сделал очень много громких заявлений.
Во-первых, он заявил, что подписание Молдовой Соглашения об ассоциации с Евросоюзом ничего ей не дало, и не исключено, что это соглашение будет аннулировано с учетом предстоящих парламентских выборов в республике.
Во-вторых, он сказал, что в Молдове никто не рискнет официально признать оккупированный Крым российским. «Я свою позицию не менял, не меняю и не буду менять. Но надо понимать, что нам надо выстраивать с Украиной дружеские отношения, нам нужно решить приднестровскую проблему», — объяснил он такой поворот. Напомним, что в ходе кампании он четко сказал, что Крым принадлежит России.
В-третьих, молдавский президент пообещал вернуть в информационное поле страны все российские телеканалы.
«МОЛДОВА ПОПАДАЕТ ПОД ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ СО СТОРОНЫ РФ»
«День» обратился к программному директору Института общественной политики в Кишиневе Оазу НАНТОЮ с просьбой прокомментировать заявления молдавского лидера и последствия сближения Кишинева и Москвы.
— Молдова является захваченным государством. Игорь Додон стал тем президентом, которого хотел господин Плахотнюк. Создается впечатление, что они вдвоем разыгрывают очень простой спектакль. Г-н Плахотнюк позиционируется как проевропейский политик, а г-н Додон как пророссийский. И вместе они идут к следующим парламентским выборам. Оппозиция будет уничтожена г-ном Плахотнюком между делом. И в конечном итоге Плахотнюку не выгодна реализация соглашения по ассоциации с Евросоюзом. И поэтому будет охлаждение до нуля взаимоотношений с Евросоюзом. Потом придет фаза «триумфального» решения приднестровского конфликта. Потому что в выборах 13 ноября левый берег участвовал и как сказали люди с левого берега будут в тех проектах, которые означают сближение с Россией. Около 15-16 тыс. человек с левого берега организовано были привезены на правый берег с указанием голосовать за Игоря Додона. То есть здесь разыгрывается долгоиграющий сценарий, который предусматривает: а) разрыв отношений с Евросоюзом и б) превращение Республики Молдовы в офшорную компанию для г-на Плахотнюка и в такую игрушку для г-на Путина — очередной повод для триумфа путинизма.
— Разве соглашение Молдовы с ЕС ничего не дает?
— Это ложь. Додон тот человек, словам которого нельзя придавать значение.
Значительно более важно внимательно проанализировать, что сказал г-н Путин. С его уст в Москве прозвучало: мы подписали Меморандум в 2003 году. И если стороны достигнут соглашения, Россия готова быть гарантом. Другими словами, в Молдове будет решен приднестровский конфликт, а Россия будет гарантом этого решения. То есть Молдова не будет суверенным государством. Это все ссылки на Меморандум о нормализации взаимоотношений между Республикой Молдовой и Приднестровьем от 8 мая 1997 года, а также на Меморандум Козака. Позиция России абсолютно не изменилась. И на сегодняшний момент, насколько я понимаю, наблюдается совпадение интересов г-на Плахотнюка и г-на Путина. А г-н Додон всего лишь посредник и пресс-секретарь г-на Плахотнюка.
— Как вы прокомментируете обещание Додона вернуть российские телеканалы в Молдову?
— У нас информационное пространство и так насыщено российскими СМИ. Просто Додон хочет полностью удовлетворить Путина.
Следует обратить внимание на присутствие в составе молдавской делегации главы Гагаузии Ирины Влах. А это заявка на федерализацию с трема субъектами: Гагаузия, Приднестровье и остальная территория, как и было сказано в Меморандуме Козака от 2003 года. И это может стать прецедентом для Донецка и Луганска.
— Вы слышали заявление Додона, который ранее называл Крым российским, в Москве, что в Молдове сейчас никто не пойдет на риск официального признания Крыма. Что вы можете сказать на это?
— Дело в том, что г-н Додон после начала российской агрессии против Украины в одной телевизионной передаче заявил, что пришел момент для Молдовы потребовать от Украины свои территории. Это заявление можно найти в интернете. После начала избирательной кампании на вопрос журналиста, кому принадлежит Крым, он сказал: России. Потом я организовал флеш-моб у украинского посольства: «Нам соромно за Додона, вибачте, будь ласка». Сейчас украинские политики, независимо от их ориентации, должны внимательно следить за тем, что происходит в Молдове и понимать сценарий, не просто выхватывать из контекста какие-то заявления. А насколько я правильно понимаю, сценарий достаточно серьезный и долгоиграющий: Молдова превращается в оффшор Плахотнюка и его друзей и в то же время попадает под геополитический контроль со стороны РФ — очередной триумф путинизма в отдельно взятой маленькой стране.
— И что, граждане Молдовы не могут и не хотят противостоят такому сценарию?
— Дело в том, что г-н Додон в избирательной кампании апеллировал к рабским инстинктам бывших советских людей. А основной поддержкой его оппонента г-жи Майи Санду были люди, которые сейчас сидят на чемоданах, а также диаспора в демократических странах. Если этот процесс не будет каким-то образом остановлен, то дисбаланс в сторону людей, которые голосуют за то, чтобы их яблоки продавались в России, не понимая, что они закапывают проект молдавской государственности.