Не знаю, как где, а на Западной Украине церковь уважают. В Галичине любая речь (на митинге, открытии памятника или на линейке 1 сентября в школе) начинается словами: «Благочестивые отцы...» Это если среди собравшихся есть представители церкви. Ну, а уже дальше вспоминают мэра, депутатов, бойцов АТО, руководителей предприятий, бизнесменов, учителей, детей... То есть церкви априори предоставляется почетное место. Является ли такой подход оправданным? Казалось бы, «зеленая улица» для христианских ценностей — это всегда хорошо. Если бы они у нас доминировали, то страна сразу решила бы большинство своих проблем. Но почему-то до сих пор не доминируют и не утверждаются. Особенно трудно украинцам дается выполнение заповеди «не укради». Здесь даже определенный консенсус есть. Что не выборы, то новая порция вороватых слуг народа дорывается до властного корыта. Странно, правда? Четверть века христианские ценности можно распространять беспрепятственно, без всякого риска для христиан. А они почему-то не распространяются. А церковь ведь много может, если захочет!
Попробуйте заниматься в галицком селе какой-то физической работой в выходной день. Скажем, копанием картошки или строительством. Не выйдет! Соседи сразу пресекут это мировоззренческое «преступление», покажут вольнодумцам календарь или каким-то другим образом поставят еретиков на место. Нельзя — значит, нельзя. А как относительно других грехов? Пить в воскресенье можно? Можно. Получается, это не настолько страшное преступление, как честный труд в поте лица. Вопрос с выпивкой каждый решает сам для себя, соседи вмешиваться не будут. Взятки брать или давать можно? А почему бы нет? Главное, чтобы никто не видел. То есть то, что для церкви является важным, она в любом случае защитит. А на второстепенные моменты может не обратить внимания. Если в воскресенье люди не будут ходить в церковь, а заниматься своими делами, то материальное положение церковников существенно пошатнется. Поэтому и решили они в свое время мощной мозговой атакой эту проблему. Уже несколько веков, как решили. А когда кто-то там тихонько крадет, то это ведь не так и страшно... Просто клиентов в церкви увеличится, каяться будет кому. Поэтому и получается, что прямоте Христа подражают, скорее, некоторые поэты, чем священники в целом. Вот в песне о волонтерах бывший воин-афганец Вячеслав Куприенко не боится сказать правду об истинном положении вещей в ВСУ. Неутомимых волонтеров бывший капитан-разведчик называет «пчелками», потому что они своим трудом заслужили. А с армейской штабной верхушкой и другими власть имущими не церемонился: «Пчелки жалят паразитов, гнид, чиновников-термитов, // Многозвездных крыс в лампасах, кровососов и клещей. // Тыловых клопов в погонах, в мантиях хамелеонов, пауков прокуратуры, ну и всяких прочих вшей...»
До сих пор не слышал, чтобы Вячеслава Куприенко кто-то осудил за прямоту. А знаете почему? Потому что в обществе есть спрос на Правду. И Бог именно там, где Правда, а не там, где ритуалы. Можно быть дружной и согласованной похоронной командой (или крещенским кооперативом) и в то же время не иметь никакого отношения к христианству. Вот это обстоятельство должно, прежде всего, осознать общество. Оно могло бы долгое время бойкотировать «ритуальщиков», зато всячески (и материально, и морально, и организационно) поддерживало бы священников-христиан. А таких в Украине тоже немало! И через десять-двадцать лет последние уже доминировали бы. Параллельно с очищением церкви укрепились бы правоохранительные органы, судебная система. Даже если бы украинцам удалось твердо усвоить одну лишь заповедь — «не укради», то и это был бы незаурядный прорыв! Процветание Украины, обогащение всего народа (а не горстки самых подлых и самых безбожных) было бы гарантировано. А кто из нас этого не хочет?