Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Урезали» до предела

Почему Харьковский центр кардиохирургии на грани выживания и какой выход из ситуации видит его руководство
1 февраля, 2017 - 11:57
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Отделение кардиохирургии и неотлжной  кардиологии  Института общей и неотложной хирургии им. В.Т. Зайцева НАМН больше известно как Харьковский центр кардиохирургии (Kharkiv Center of Cardiac Surgery). Здесь не одно десятилетие спасают сердца, но с каждым годом получают все меньшее финансирование:  в начале 2017 года его не хватает даже на самое необходимое. О малообеспеченных пациентах центра заботится Фонд развития кардиологии и кардиохирургии, донорами которого являются не только украинские и зарубежные меценаты, но и харьковские школьники, которые ради спасения младенцев или даже своих ровесников отказываются от громкого празднования выпускного вечера или от денег, которые им подарили на день рождение. А кто же будет помогать кардиохирургам, медсестрам, врачам?

О юных меценатах, международной помощи, мизерном финансировании, которое уже сейчас требует сокращения едва ли не половины высококвалифицированного персонала, мы беседуем с заведующим отделения интервенционной кардиологии Игорем ПОЛИВЕНКОМ и директором Фонда, который заботится о пациентах центра, Кирой ДЖАФАРОВОЙ.

«НА ЗАРАБОТНУЮ ПЛАТУ ВЫДЕЛИЛИ ЛИШЬ 40%  НЕОБХОДИМОГО»

Игорь Поливенок рассказывает:  сейчас Харьковский центр кардиохирургии в критической ситуации. По его словам,  вопрос стоит ребром — «сокращать» персонал или переводить часть из 110 работников на полставки? Институт финансируется Академией медицинских наук Украины, а ее нынешний бюджет тоже настолько урезан, что надеяться на улучшение ситуации не стоит. Законное право каждого гражданина Украины на бесплатную медицину при нынешнем финансировании медицины обеспечить невозможно. «Можете себе представить, если он (бюджет НАМН Украины. — Авт.) в прошлом году был «урезан» — до 1,2 миллиарда, то в этом году он составляет всего 380 миллионов. У нас не то, что нет денег на медикаменты, у нас сейчас даже нет денег на заработную плату. Все институты Национальной академии медицинских наук, как ни крути, являются самыми технологическими лечебными заведениями в Украине, но сейчас они реально находятся на грани выживания. Нам на заработную плату выделили лишь 40%  необходимого количества», — рассказывает кардиолог.

В 2016 году в Харьковском центре кардиохирургии провели 1200 операций, 200 из них — на детских сердцах. Среди маленьких пациентов были дети не только из Харьковщины, но и из Луганской и Донецкой областей. Ныне на лечении в отделении тоже находятся два малыша — один из Северодонецка, другой — из Рубежного. Часто оплатить операцию родители детей с пороками сердца не в состоянии. В таких случаях на помощь приходят меценаты и Фонд развития кардиологии и кардиохирургии.

«У НАС НИКОМУ НЕ ОТКАЗЫВАЮТ В ПОМОЩИ»

Директор Фонда развития кардиологии и кардиохирургии Кира Джафарова убеждает: «Важно, чтобы люди знали — у нас  не отказывают в помощи. Если у родителей ребенка нет денег на операцию, мы начинаем искать пути, как помочь». Ее страница в Facebook рассказывает о трогательных историях маленьких пациентов, которым сделали операцию то благодаря голландским ИT-шникам, то благодаря друзьям ее дочери, то благодаря школьникам... По словам Игоря Поливенка, в прошлом году государство обеспечивало пациенту лишь 10%  себестоимости операции, и за эти средства закупались преимущественно средства для наркоза, которые не смогли бы приобрести благотворительные фонды. В этом году не стоит рассчитывать даже на эти 10%. «Благодаря благотворительным фондам, которые нас опекают, родителям, у которых дети имеют порок сердца, на операцию нужно от 5 до 10 тысяч гривен. Все другие средства выделяет фонд. Себестоимость операции может быть от 30 до 300 тысяч гривен, в зависимости от ее сложности и послеоперационного периода. Основное мы пока пытаемся закрывать за счет фонда, международной помощи. Как будет дальше — не знаю. Предварительная смета на первый квартал, который нам довели к сведению, на медикаменты пока — ноль, питание — ноль, коммуналка — процентов 20%».

Кардиолог рассказывает — бывает такое, что обеспеченные родители сами оплачивают операцию своего ребенка, и при этом еще и спасают жизнь  другого малыша, для которого благодаря этому сохранятся деньги в фонде. Однако бывали случаи, когда операцию делали за счет благотворителей, а родители после этого еще и пытались заработать на своей беде — просили в больнице справку, чтобы получить денежную компенсацию.

РЕФОРМА

О медицинской реформе в Украине много говорят и еще больше спорят. Игорь Поливенок  утверждает — украинская система здравоохранения недееспособна. Мол, все, что сейчас происходит в ней, свидетельствует о «о гнилости системы» и критической необходимости изменять «правила игры».

Руководство Харьковского центра кардиохирургии поддерживает реформаторские шаги министра Ульяны Супрун, но быстрых перемен к лучшему не ожидает, поэтому уже проводит своеобразную «реформу» в своем отделении, опять же благодаря меценатам. Касается эта «реформа», прежде всего, условий, в которых находятся пациенты, — отремонтирована операционная, открыто новое отделение интервенционной кардиологии с реанимационной палатой для 5 больных, в которой и намека нет на «советский стиль», от которого еще до сих пор не отошло подавляющее большинство наших медзаведений. На стенах не только красивые картины, но фотографии врачей, которые ради хорошего настроения маленьких пациентов перевоплотились в сказочных героев, — Фиону, Шляпника, Пиратку... Часть мебели для нового отделения предоставили немецкие благотворители. «Эти люди даже меня лично не знают. Я познакомилась с ними в «Фейсбуке». В результате получили 30 кроватей и 9 тумбочек», — рассказывает Кира Джафарова, показывая реанимационную палату, а затем ведет к кабинет, в котором еще и месяца нет, как работает ангиограф — аппарат, который позволяет делать рентген сосудов. Это оборудование центру подарили в Чехии, где Игорь Поливенок в свое время был на стажировке.

В Харьковском центре кардиохирургии надеются, что медицинская реформа создаст механизмы, которые бы позволили медицинским заведениям самим на себя зарабатывать. Ведь сейчас, де-юре, они этого права не имеют, поэтому и остается  надеяться лишь на помощь меценатов. За 4 года Фонд развития кардиологии и кардиохирургии собрал для пациентов Харьковского центра кардиохирургии ориентировочно 5 миллионов гривен.

Людмила ЛУТИЦКАЯ, Харьков
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ