Глава польской партии «Право и Справедливость», находящейся у власти, Ярослав Качиньский (политический вес этого человека, как минимум не меньше, чем влияние двух официальных руководителей государства — президента и премьер-министра) в последнее время сделал ряд резонансных заявлений относительно будущего украинско-польских отношений. Так, в интервью изданию Do Rzeczy пан Качиньский заявил дословно следующее: «Украинцы превзошли немцев в жестокости против поляков (во время Второй мировой войны. — И. С.). Прославление имени Степана Бандеры в Украине может помешать ее евроинтеграционным намерениям. А мы, поляки, не можем на протяжении лет соглашаться, чтобы в Украине был культ людей, совершивших геноцид в отношении нас. Короче говоря, это дело определенного выбора Украины. Я четко сказал пану Порошенко, что с Бандерой они (Украина. — И. С.) в Европу не войдут. Это дело для меня ясное, мы и так проявили огромное терпение, но всему есть предел» — резюмировал бывший польский премьер (2005—2006), брат погибшего (при чрезвычайно, по меньшей мере, подозрительных, до сих пор еще не расследованных из-за бойкота РФ обстоятельств) Президента Леха Качиньского.
Что можно сказать по этому поводу? Прежде всего — это точно не тот тон, которым можно и стоит говорить с Украиной. Мы — не плохие ученики — «двоечники» в «Евровузе», а Польша — не образцовый профессор этого учебного заведения. И ни одна страна, уважающая себя и свою историю (Украина имеет на это не меньшее право, чем Польша), не может согласиться на такое высокомерие и такое неуважение к праву самой выбирать героев в собственный национальный пантеон (кстати, официальный представитель нашего МИД Марьяна Беца заявила, что позиция Я. Качиньского не отражает взгляд высших должностных лиц Польши. Зная степень «политического веса» Качиньского в «коридорах власти» Варшавы, это утверждение можно вполне поставить под сомнение!). «Адвокат Украины в Европе», не без навеиваний некоторых украинцев, похоже, хорошо вошел в свою роль — не так адвоката, как высокомерного ментора...
И по сути дела. А Польша с Пилсудским, который «пацифицировал» украинцев Волыни и Галичины, при малейшем подозрении бросал их в тюрьму, мордовал, бил, а, бывало, и расстреливал — Польша с таким «наследием» в Европу вошла вполне успешно? Так же, как и глорификацией воинов Армии Краевой, на руках которых — тоже кровь украинцев?
Следует четко сказать: не все, не полностью 100% украинского общества считают Бандеру национальным героем. По этому поводу существуют совсем разные, часто несовместимые взгляды. И уже точно ни Бандера, ни Шухевич, ни кто-либо из деятелей нашей национально-освободительной борьбы не были «святыми» и не объявляются такими, не глорифицируются, по крайней мере на государственном уровне, официально. В отличие от маршала Юзефа Пилсудского, между прочим. Проливали ли бойцы УПА, считавшие себя последователями Бандеры, кровь поляков, в частности мирных? Да, это было. Так же и воины Армии Краевой убивали мирных украинцев, младенцев в том числе. Выход — во взаимном покаянии и прощении друг друга. Украинская власть, наши интеллектуалы предложили это еще почти 15 лет назад. Откровенно говоря, и содержание, и тональность заявлений пана Качиньского свидетельствуют о том, что польская сторона не желает идти именно таким путем, вместо этого прибегает к фактическому диктату в отношении Украины и фактически открывает «гибридный фронт» информационной войны. Войны, которая на руку только Кремлю. Это так трудно понять в Варшаве?