Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Безліч всесвітів різних...»

Молодой театр подарил зрителям спектакль-эксперимент «Гагарин и Барселона»
8 февраля, 2017 - 10:17
МАРИНА КОШКИНА И ИГОРЬ ЛАГАЙ В СПЕКТАКЛЯ «ГАГАРИН И БАРСЕЛОНА» / ФОТО ВИОЛЫ СОКОЛАН

Литературной основой постановки стали рассказы современных украинских авторов Любко Дереша («Тату, Ваш син — вегетаріанець»), Сергея Жадана («Територіальні води її ванни»), Юрия Винничука («Ще один гарний день»), Евгении Кононенко («Поцілунок у сідницю», «Два квитки до опери»).

Спектакль идет в рамках проекта «Про-ЗА — Театр». А осуществили постановку современной украинской прозы молодые режиссеры — Мари Акопян, Мария Лукьянова, Лидия Филовская, Илья Полоз, Наталия Сиваненко, которые работали  под руководством Андрея Билоуса.  Действо, разыгранное на микросцене Молодого театра, провоцирует балансировать зрительские эмоции    — от глубинных переживаний до радости, от сочувствия     —  до иронических всплесков, от ощущения неизбежной трагедии            — до живого, искреннего смеха.

«Гагарин и Барселона» — это ряд бытовых историй, которые в конечном итоге побуждают обратить внимание на главное, ценное и даже сокровенное. Персонажи спектакля вроде бы находятся на одной территории, живут в одном доме, в окошках  которого время от времени то зажигают свет, то его гасят. Но вместе с тем у каждого из них свое небо, своя мечта, своя жизнь — свой, неповторимый Космос. Наконец, каждая жизнь в этом доме — это отдельная Вселенная, наполненная мечтами, действиями и, конечно, любовью.

Героям приходится предпринимать решительные шаги, не бояться жизни, иногда делать глупости или  даже совершать подвиг — трогательный или комичный. Разве это не подвиг сидеть со своей внучкой, любить ее до умопомрачения, целовать в ягодицы, пока ее мать, которая представила себя талантливой художницей, слоняется с любовниками? Или известить родителей, предварительно зная их реакцию, что имеешь намерение стать вегетарианцем... Или похитить мужа, прибегая даже к колдовству. Наконец, захватить самолет, чтобы любимая смогла воплотить детскую мечту — увидеть Барселону?

Подчас герои смешны и непутевы, но они уверенно, не боясь оступиться, идут к своей цели... Чего стоит решение подарить пожилым людям билеты в оперу, чтобы в это время встретиться в их квартире с любовником, или пригласить двух мужчин к ванну, чтобы разобраться, кто из них более милый...

Стержневой является история по рассказу Руслана Горового «Гагарин и Барселона», который дал название всему спектаклю. Ведь его герои рефреном появляются в течение всего действа. Гагарин (Игорь Лагай) — парень-дворник, которому повезло быть тезкой легендарного первого космонавта и который мечтает летать... В силу грустных обстоятельств Юре это не удалось... Зато Гагарин встречает любовь — девушку (Марина Кошкина) со странным прозвищем Барселона, которое она сама выдумала, играя со своей мечтой — увидеть Барселону и любимую ее родителями архитектуру Гауди, которого, кстати, при жизни также считали чудаком. И с тех пор Юра начинает жить ее мечтой, а вместе с этим   стать ближе к небу. Как в прямом, так и метафорическом смысле. Хотя намерение и не удается, история увлекает отчаяньем молодых людей, их воодушевлением, смелостью, даже мужеством в отношении к жизни.

С неподдельной искренностью в спектакле играет молодежь — Анна Бащева, Алексей Нежурко, Мария Пустова, Александр Ромашко, Иванна Бжезинская и другие. Дополнительный шарм спектаклю придает взаимодействие молодежи с опытными и известными актерами — Татьяной Стебловской, Ярославом Гаврилюком, Ириной Светляковой, Надеждой Козленко и  Ириной Кравченко. Постоянно находится на сцене Валерий Шептекита: то он харизматичный бездомный, то эпатажный рассказчик, то активный участник историй.

Кроме сценографии — дома, метко созданной художником Борисом Орловским, в каждой сцене спектакля авторы работают с предметами-символами, которые характеризуют их психологическое и даже физическое состояние. Гагарин играется с самодельным самолетиком, Барселона, чтобы заглушить боль от воспоминаний о потере ребенка, в отчаянии берет в рот детскую соску...

Органично  музыкальное решение спектакля — саундтрек из песен современной, молодой украинской группы Vivienne Mort. Кажется, композиции «Голубка», «Лети» или «Рыба» писались специально для спектакля «Гагарин и Барселона».

После просмотра спектакля приходят в голову слова Василя Симоненко «Ми — не безліч стандартних «я», а безліч всесвітів різних». И есть в этих вселенных все: жизненные драмы, утраченные надежды, абсурдность, ирония, а еще — сильный кураж, драйв от такой разной и непростой жизни...

Следующий показ спектакля состоится 21 февраля.

Елена ВАРВАРИЧ, театровед
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ