Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Опасность инфантилизма

Что является идеологической базой для бывших...?
8 февраля, 2017 - 10:56
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1996 г.

Разочарование в ожиданиях, фрустрация от лишений, обострение боевых действий, неуверенность в завтрашнем дне и сплошной популизм нынешней власти стали фоном для процессов, которые усиливают в украинском обществе чувство растерянности. Критические ситуации на волнах адреналина вселяют в людей надежды, часто безосновательные. Так было во время мирной Помаранчевой революции, так случилось при кровавой Революции Достоинства. Впоследствии стало понятно, что эти исторические события даже нельзя назвать революциями. Более того, оказалось, что тот, против кого вышел Майдан в 2004 году (Леонид Кучма, которому не удалось остаться на третий срок, сделал ставку на Виктора Януковича), после последнего Майдана не только не утратил позиций, но и примерил на себя рубашку миротворца — сначала в Донецке, когда сел за один стол с предводителями бандитов Захарченко и Плотницким, а в дальнейшем и в Минске, где своей рукой подписал согласие перед оккупантом на изменения к Конституции (!). Его же зять недавно отметился печальноизвестной капитулянтской статьей в WSJ, продемонстрировав обществу, что внешняя политика в Украине, возможно, не обязательно зависит от Банковой. По крайней мере, существуют те, кто подсознательно считает высшие должности формальностью, а себя позиционирует как неизменных владельцев страны.

Кризис идеологии (в парламенте нет идеологических партий, а есть политические проекты), кризис доверия к власти, отсутствие четкого курса, ясной программы — все это дезорганизует общество и создает соответствующие условия для реванша тех сил, которые при всем своем негативе демонстрировали организованность и системность. Такой «солдатский» подход иногда даже выплескивался в откровенные заявления, полные издевательства и презрения. Вспомним хотя бы крылатую фразу покойного Чечетова: «Развели, как котят». Так называемые «регионалы», которые после Майдана на некоторое время стали как бы изгоями, довольно быстро начали становиться на ноги, сменив вывеску своей структуры на «Оппозиционный блок». Дошло до того, что самые одиозные из них, которые были прямо причастны к развязыванию войны на востоке (например, Валерий Голенко, Владимир Пристюк), сидя в Киеве, принимали участие в выборах в Верховную Раду. СБУ удивительным образом некоторых из них объявило в розыск уже после того, как они покинули территорию Украины. А если бы их выбрали в парламент? Не спрятались бы они за так называемой депутатской неприкосновенностью?

У многих на устах осталась фамилия «регионала» Александра Ефремова, которого возят по Украине из СИЗО в СИЗО, но при этом длинный список фигур, которые стояли у истоков бандитизма, разворовывания Донбасса и фактически за руку завели оккупанта на украинскую землю, даже не вспоминается. И если львовянину это, может быть, незаметно в силу неосведомленности в местных реалиях Донбасса, то луганчане и дончаки хорошо видят избирательность поведения Киева, что не может не вызывать еще больше недоверия как к власти, так и к правоохранительным органам. Кстати, еще в феврале 2015 года, когда только начался процесс против Ефремова, последний на импровизированной пресс-конференции у стен Следственного управления Генпрокуратуры парой фраз осадил журналистов, которые «со старта» решили поставить его в тупик. Ефремов просто вспомнил мантру о долларе по 8 грн во времена Януковича. Спекулятивность этого тезиса понятна, но напомним, что прозвучали эти слова как раз в то время, когда банковская система Украины попала в страшный шторм расшатывания курса. Очевидность циничных махинаций с валютой во время войны, боев за Донецкий аэропорт и в конце концов перед подписанием сомнительного Минска-2 и потерями Дебальцево, не могла не возмущать украинцев.

Бывший член Партии регионов, который пожелал остаться не названным, в беседе с «Днем» объясняет: «То, что Оппоблок, который создан на обломках Партии регионов, сейчас имеет определенную поддержку, объясняется не какой-то их заслугой, а тем, что нынешняя власть ничего не сделала, чтобы наказать виновников той беды, которая постигла страну. Люди, которые живут на Донбассе, видят, что никто этих преступников и авантюристов не наказал, и думают, что так и должно быть. При этом нынешняя власть сама теряет рейтинги. Видим множество проколов, включительно с тарифами, которые бьют по карманам простых украинцев. Соответственно люди вспоминают и доллар по 8 грн, и отсутствие войны, и мифы о стабильности. Люди думают, что раньше воровал только один Янукович (вспомним, как раскрутили тему Межигорья и золотых батонов), а сейчас открыто грабят все. Все это предпосылки для формирования электората, который будет голосовать за Оппоблок. Таким образом, Порошенко подставил сам себя. Теперь на нем народ будет концентрировать свое зло. Как в свое время Янукович стал козлом отпущения, концентрацией всех грехов, так и Порошенко, если не сделает соответствующих выводов, может стать резервуаром для негатива. У Оппоблока сейчас одна «идеология» — чем хуже, тем лучше. Неудачи Порошенко только укрепляют их. На самом деле никакой идеологии у Оппоблока нет. Им в настоящий момент достаточно все лишь возглавлять толпу тех, кто всем не доволен, и повторять о долларе по 8 и то, что воровал только один Янукович, а они — святые, «белые и пушистые».

С другой стороны, и само слово «регионалы» в определенный момент начало демонизироваться. Многие забывают, что Партия регионов длительное время была партией власти и в ее ряды не всегда входили сепаратисты и грабители. Термин «бывший регионал» стал своего рода клише. При этом неоднократно вспоминается, что и сам Петр Порошенко стоял у истоков основания Партии регионов. Луганчанин, офицер ВСУ Николай Греков, который до сих пор официально остается избранным до войны мэром оккупированного Александровска, говорит «Дню»: «Я — регионал и был в этой партии с самого начала. Убежден, что дело не в партии, а в сознании народа, который выбирает мерзавцев. При этом люди ведутся на пустые обещания, зная, что их обманут. Но они все равно «покупаются». Общество в конечном итоге должно научиться мыслить и чувствовать свою ответственность не только за голос, который они отдают на выборах, но и за то, какие программы они выбирают для просмотра, за газеты, которые читают, и за собственную неспособность делать выводы. Нельзя все время оставаться инфантильными. При основании Партии регионов у нее была очень адекватная идеология, которая признавала власть регионов. Принцип простой — не из центра решать, что нужно тому или иному краю, а чтобы сам край формировал запрос к Киеву. При грамотной реализации такого принципа происходит балансирование интересов и потребностей. Сегодня власть пытается использовать этот принцип и говорит о децентрализации. Безусловно, в Партии регионов были и отбросы, как и в других политических проектах, но было очень много профессионалов, адекватных людей. К сожалению, определенные личности и события заставили народ довольно искаженно относиться к этой партии и ее идеям. Оппоблок, в свою очередь, является структурой, которая создана из людей, которые пожелали остаться во власти. Это партия, которую поддерживает исключительно олигархат. Все ее члены служат Мамоне, а не народу. У них нет идеологии. Более того, сейчас фактически нет партий с идеологией. У парламентариев сегодня «идеология» одна — деньги».

Стоит вспомнить, что недавно появилась информация, которую подтвердил Евгений Мураев, о возможном расколе Оппоблока на два проекта (Бойко — Левочкин и Ахметов — Вилкул). Несмотря на якобы негативную оценку подобного возможного раскола самим Мураевым, не исключено, что в основе его лежит не только несовместимость бизнес-интересов конкретных лиц, но и способность в перспективе распределять акценты в зависимости от региона и таким образом повысить шансы попадания в Верховную Раду, так сказать, двумя эшелонами. Разочарованные властью жители центральной Украины, которые не разделяют пророссийских взглядов, с большей вероятностью проголосуют за «стабильность» без сепаратистского душка. В то же время жители Донбасса и сейчас голосуют «по команде» руководителей предприятий, которые в основном принадлежат Ринату Ахметову. Отметим важную особенность выборов, которая внедрялась несколько последних десятилетий, — бедность. Отсутствие средств, с одной стороны, усиливает недовольство властью, а с другой — ставит избирателя в зависимость. Кулуарно существовала даже теория «себестоимости голоса», когда политтехнологи четко просчитывали, за какую цену можно «купить» избирателя. Таким образом, вся предвыборная кампания проходила не по принципу соревнований идеологий, конкретных программ и уровня доверия, а по принципам бизнес-проекта, что не могло не породить в конечном итоге масштабный кризис парламентаризма.

«Рейтинг Оппоблока в последний год не растет, хоть они и имели потенциал для его наращивания, — дает комментарий «Дню» эксперт Института политического образования Александр Солонтай. — Этим потенциалом они не воспользовались. Поэтому на их электоральную нишу зашли другие партии, например, «Наш край» или «За життя» Вадима Рабиновича. Раньше рейтинг Оппоблока рос потому, что очень быстро и сногсшибательно падал рейтинг доверия к власти. Таким образом формировались протестные и реваншистские настроения. Оппоблок играл на таких настроениях, как неприятие Майдана и евроинтеграционного курса. Позже эта тема начала исчерпываться, и Оппоблоку нужно было переходить на социальную тематику. Этого они не сделали из-за внутренних противоречий. Внешней причиной стало появление конкурентов. При этом ни Опоблок, ни «БПП», ни «Народный фронт» никакой идеологии, в классическом понимании этого слова, не имеют. Это электоральные проекты под конкретных лидеров. «БПП» — под Порошенко, «Народный фронт» — под Яценюка и Турчинова, Оппоблок — под Ахметова, Бойко и Левочкина».

Следовательно, сейчас действительно есть огромная пропасть между украинским обществом и властью, которую пытаются заполнить силы реванша. Как ни странно, но предотвратить это помогает война, которая заставляет народ мобилизоваться и смотреть на вещи более ответственно. Последние события в Авдеевке доказали, что ни волонтерское движение, ни стремление защищать Родину за эти годы у украинцев не уменьшились. И очень важно, чтобы именно из этой среды рождались не политические проекты, а идейные национальные движения с ясным виденьем построения государства.

Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ