В конце прошлого года в Херсоне вышел из печати новый сборник классики украинской публицистики: «Ефремов Сергей. Personalia: Публицистика 1899—1917 годов («Значущі Інші»: статті, посвяти, сильветки, некрологи, рецензії, полеміка»). Это подборка публицистической биографистики конца ХІХ — начала ХХ ст., которая принадлежит Сергею Ефремову — крупному литературоведу, историку литературы и литературному критику, согласно концепту Игоря Гирича — одному из «конструкторов» современной украинской нации.
В первый том (А—К) биографического двухтомника вошли его труды, которые увидели мир в 1899—1917 гг. на страницах широкого круга периодических изданий («Рада», «Киевская газета», «Киевская мысль», «Киевская старина», «Літературно-науковий вістник», «Україна», «Основа», «Світло», «Украинская жизнь», «Русское богатство») и некоторых мемориально-публицистических сборников.
В целом С. Ефремов писал о симпатичных, близких ему духовно и идейно людей. На страницах книги читатель встретится как с выдающимися или заметными фигурами «украинского мира» (В. Антонович, Анна Барвинок, О. Барвинский, И. Бондаренко, Е. Борисов, Марко Вовчок, П. Грабовский, Б. Гринченко, М. Грушевский, В. Доманицкий, М. Драгоманов, П. Житецкий, И. Карпенко-Карый, М. Комаров, О. Кониский, Н. Костомаров, И. Котляревский, М. Коцюбинский, М. Кропивницкий, П. Кулиш и другие), так и с деятелями российской культуры (Н. Анненский, А. Герцен, Н. Гоголь, Д. Григорович, братья Жемчужниковы, П. Засодимский, Н. Златовратский, Д. Клеменц, В. Короленко, Ф. Корш). В целом речь идет о 44 персоналиях. Всех текстов (включительно с дополнениями) — 189 (кому-то посвящался один материал, а, скажем, Михаилу Драгоманову больше всего — тринадцать).
Это статьи — авторские наблюдения, рассуждения, личные воспоминания, обобщения. Их характер зависит от времени создания, то есть от влияния внешних обстоятельств — насколько цензура позволяла быть откровенным в своих оценках. Но в любом случае все они по-ефремовски искренние. Можно во многом спорить с автором (он, кажется, и сам никогда не претендовал на роль выразителя истины в последней инстанции), но тексты (даже такие формализированные, как некрологи) задевают за живое.
Вынесенные в заголовок слова С. Ефремова сказаны в похвалу Ивану Котляревскому. Они характеризуют и кредо самого автора: лишь идя путем служения своему народу, можно получить прочный успех, реализовать свой творческий потенциал, оставить заметный след в национальной литературе и памяти людей.
Общая тональность текстов, посвященных известным и не очень личностям, является очень теплой. Впрочем, как видно из других материалов, которые составляют почтенное меньшинство, С. Ефремов умел быть и жестким, бескомпромиссным, даже безжалостным. Так случалось, если шла речь о пренебрежении и надругательстве над тем, что он ценил больше всего. Небольшой сюжет, напечатанный в рубрике «Из литературы и науки» литературно-научного вестника (1902, кн. 5) под заглавием «Энциклопедизм и шовинизм» показывает нам другого С.Ефремова: «Празднуя 21 февраля 50-ую годовщину смерти Гоголя, его alma mater — Нежинский лицей не удержался от такой выдержки, которая не очень подходит уважаемой научной институции. Проф. Сперанский говоря о воспитании Гоголя в лицее, вспомнил, что Гоголь был под воздействием украинских литературных течений, которые привили ему любовь к украинской жизни, песне и тому подобное, но энциклопедический дух школы спас его от увлечения «ложным малорусским шовинизмом» («Одесский Листок», ч. 56). Так говорит профессор ліцея, другие же ученые российские (например, Венгеров) имеют абсолютно противоположное мнение относительно «энциклопедического духа» и доказывают, что там господствовала безжизненность и полная запущенность науки».
Новая книга появилысь благодаря усилиям запорожского историка Светланы Иваницкой. Составительница подготовила две вступительные статьи/предисловия: первая из них — это развернутый, хорошо аргументированный биографический очерк («Сергей Ефремов на перекрестках веков»). Исследователь подчеркнула, что это не первое обращение к публицистике С. Ефремова, но заметила, что «до сих пор не создана обстоятельная и хорошо документированная научная биография С. Ефремова. Не существует исчерпывающей библиографии его трудов и трудов о нем. Не переиздано и не прокомментировано в полном объеме его творческое наследие...».
Во втором предисловии «Значущі інші» Сергея Ефремова в публицистике дореволюционной эпохи: методологические и археографические принципы издания» составительница проанализировала научно-публицистическую наработку героя, ее исследования в рамках парадигмы «теории эпистемологического конструктивизма», то есть восприятие реальности как конструкции нашего сознания. Определяющая идея научного работника такова: «В течение десятилетий Сергей Александрович Ефремов с любовью и пиететом задокументировал . мемориальные образы современников, в определенном смысле, выступая активным создателем «мест памяти» поколения «Молодої України», «людей 90-х годов», которые были движущей силой трансформационных политических и культуротворческих процессов позднеимперской эпохи и вели деятельность на заре Украинской национальной революции 1917—1921 гг.».
Научно-методический аппарат данного издания выглядит безукоризненным. Каждому «герою» ефремовских публикаций предшествует небольшая по объему, но содержательная справка. Сборник содержит также библиографию вмещенных трудов С. Ефремова, выбранную библиографию републикаций его произведений, трудов о нем и его «Значимых других», копии его автографов, именной указатель. Общая литературная редакция издания осуществлена Тарасом Ермашовым.
Проект осуществлен при поддержке Канадского института украинских студий Альбертского университета. Издание предназначено, в первую очередь для научных работников, преподавателей, студентов, но оно может заинтересовать и всех, кому небезразлично прошлое Украины. Составитель подборки С. Ефремова уже собрала и активно готовит к печати материалы второго тома.