Перебои в поставках угля не должны были стать неожиданностью для правительства. Данная угроза возникла с началом военной агрессии РФ, и риск дефицита угля антрацитной группы, который добывается на временно оккупированных территориях, всегда был высоким. Правительство Яценюка не осуществляло закупки угля из АТО, импортируя уголь из-за границы.
Поэтому для правительства данная ситуация не должна была бы стать неожиданной. Для таких случаев должен всегда быть план «Б» — альтернативные источники поставки угля, план диверсификации энергоресурсов.
Данная ситуация еще раз подтверждает необходимость принятия полноценной Энергетической стратегии Украины, Закона Украины «Об энергетической стратегии» и Стратегиях энергетической безопасности, поскольку помимо грамотных тактических действий по управлению энергетической отраслью нужно долгосрочное виденье развития энергетики.
Вообще, в Украине часть электроэнергии, выработанной с использованием угольной продукции, составляет около одной четверти. Около 45% энергоблоков украинских ТЭС (по установленной мощности) работают на угле антрацитной группы, около 35% — на угле газовой группы, и около 20% — на газу.
По данным Минэнергоугля, на неподконтрольной территории Донецкой и Луганской областей находится 85 шахт всех форм собственности, что составляет 57% от их общего количества по Украине. Из них на 60 шахтах добывался энергетический уголь, в т.ч. почти 100% антрацита.
Таким образом, весь уголь антрацитной группы добывался на территории, которая теперь не подконтрольна Украине, а годовые потребности угля этой группы составляют 9 млн т в год. Почему до сих пор не был разработан план на случай невозможности поставок угля из зоны АТО?
Сегодняшняя ситуация является следствием отсутствия политики диверсификации поставок и формирования страховых запасов угля в размере трех месячных объемов потребления (общеевропейская практика). Антрацитная зависимость Украины от оккупированных территорий не стала новостью вчера, это было известно уже два года назад, и дискуссии, которые начались недавно, не новы, а вот действенные меры по снижению такой зависимости не были приняты в достаточных объемах. Это говорит о том, что отсутствует единое виденье гарантирования надежности энергоснабжения в стране, а соответственно — гарантирования энергетической безопасности страны.
В энергетической стратегии должен быть предусмотрен порядок по переоборудованию блоков с антрацитного на газовый уголь, что позволит уменьшить потребление антрацита.
На данный момент нужно срочно сосредоточить все усилия на противодействии этой кризисной ситуации. Нужно провести активный поиск альтернативных поставщиков, которые бы предоставили необходимый объем угля за короткий период времени. А самое главное, серьезно проанализировать причинно-следственные связи, которые привели к подобному тяжелому положению, и принять необходимые меры, чтобы максимально предотвратить подобную ситуацию в будущем.
Сложившаяся ситуация — следствие того, что в Украине отсутствует консолидация намерений и усилий всех государственных органов и субъектов ведения хозяйства, ответственных за надежность энергоснабжения, а соответственно — гарантирование энергетической безопасности Украины. Фактически отсутствует центр координации усилий и планов.
Таким образом, Украине нужно на законодательном уровне урегулировать вопрос о государственной политике в сфере энергетической безопасности, определить риски и угрозы в энергетической сфере, которые являют прямую опасность национальным интересам Украины, а также установить ответственность за соблюдение отмеченных принципов. Это нам даст возможность закрыть существующий пробел в энергетическом секторе во избежание подобных ситуаций в будущем и для усиления энергетической безопасности Украины.