Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Свет Музея украинской живописи

Сергей БУРБЕЛО: «Еще очень много нужно сделать для подлинного возрождения художественной славы Приднепровья и Днипра»
17 февраля, 2017 - 13:30

Дни «Дня» в Днипре продолжаются. Несмотря на будни, горожане находят время увидеть 160 лучших фотографий международного фотоконкурса «Дня», а на выходные ожидается вообще аншлаг, рассказывает «Дню» директор Музея украинской живописи Сергей Бурбело. «Услышав, что здесь такая известная выставка, люди просто ринулись к нам. Очень много посетителей, причем, совсем разных людей — и молодежь, и пожилые люди, все активно голосуют за любимую фотографию, оставляют записи в книге отзывов...», — говорит Сергей. Например, днипрянка Лилия Александрова написала: «Поразительные, сильные фотографии. Эмоции переполняют, не хочется разговоров, хочется свои впечатления «переварить». Благодарю организаторов. Авторы молодцы. Считаю, что такие выставки необходимы. Мысль человеческая должна работать».

Приятно, что выставка «подогрела» интерес и к книгам «Дня». Так, в книжном магазине «Є», что на ул. Глинки, 15, активно спрашивают новинку «Сестра моя, Софія...» и книги из серий «Бронебійна публіцистика» и «Підривна література», поделился консультант магазина Иван. Подобная ситуация и в других книжных магазинах города, где можно приобрести все издания из Библиотеки «Дня», а это в частности: книжные магазины «Є» на ул. Глинки, 15, ул. Мономаха, 7, проспекте Гагарина, 12, галерея-магазин «Чорна Ящірка» на ул. Троицкая площадь, 3.

Именно в это воскресенье — последний день экспонирования выставки в Днипре, поэтому ожидаем вас в Музее украинской живописи по адресу: Троицкая площадь, 5а, с 11.00 до 19.00. Вход свободный. Приходите и голосуйте за лучшую фотографию, а уже в понедельник мы объявим фото-фаворит Днипра!


Фотовыставка газеты «День» в Днипре экспонируется в Музее украинской живописи. Учреждение культуры, простите за канцелярское выражение, но это действительно так, уникально не только для такого крупного индустриального и теперь, к сожалению, прифронтового города, но и для всей нашей страны. 

Основанный в 2013 году частный музей поставил себе целью возродить художественную славу Приднепровья, вернуть частично забытые имена выдающихся художников края, заняться просвещением горожан и привлечь молодых талантливых людей к искусству. 

Об этом и о многом другом рассказал газете «День» директор Музея украинской живописи Сергей БУРБЕЛО.

***

— Как и у кого возникла идея создать в Днипре Музей украинской живописи, зачем нужен еще один музей?

— Основателем музея является Олег Наумов. Будучи неравнодушным к искусству и, в частности, к живописи человеком, он задумал создать музей и реализовал свой план. Уникальность музея в том, что ядро и даже основная часть его коллекции — это работы художников города, хотя представлены и живописцы из области. 

Во временном отношении — это живопись второй половины XX и первой половины XXI века. Они родились, жили, учились или работали в Днепропетровске, ныне Днипре. Многие из них преподавали, много сделали для подготовки молодых художников, воспитывали в них не только профессионализм, но и любовь к родному краю.

Зачем еще один музей? Мне кажется, что так ставить вопрос, в принципе нельзя. Музеев нашей стране и городу катастрофически не хватает. В Днипре их должно быть как можно больше. Во-первых, это даст возможность экспонировать больше работ, а не держать их в запасниках и выставлять достаточно редко из-за банального недостатка площадей. Во-вторых, у каждого музея свое лицо, свое направления работы. В городском Художественном музее представлены работы мастеров разных периодов и стран. Картины, в частности, местных живописцев там не представлены в постоянной экспозиции и многие хранятся в запасниках. 

Наш музей в этом отношении частично восполняет этот пробел, как было сказано, он ориентирован именно на местных художников. Я не случайно сказал частично, так как работы в этом направлении, как говорится, непочатый край. Еще очень много нужно сделать для подлинного возрождения художественной славы Приднепровья и Днипра. И вообще, здоровая конкуренция только помогает делу. Так что, как говорится, больше хороших и разных музеев. 

К сожалению, некоторые галереи не выдерживают финансовой нагрузки и закрываются. Это прискорбно, но есть надежда, что положение выправится. 

Как же ваш музей работает в такое сложное время? 

—  Мы не можем рассчитывать на государственную поддержку. За рубежом музеи содержат либо регионы, либо наиболее крупные из них государство. Например, Лувр практически полностью находится на государственном финансировании. Причем поток посетителей там огромный и входные билеты стоят довольно дорого. 

УТОМАРО КИТАГАВА (1754—1806) «ГОНПАТИ НА КОМУРАСАКИ».  ЛИСТ ИЗ СЕРИИ «ГОТОВЯСЬ КО СНУ. ВОСЕМЬ ОБЕТОВ ВО ВРЕМЯ ВСТРЕЧИ ВЛЮБЛЕННЫХ». ЦВЕТНАЯ ГРАВЮРА НА ДЕРЕВЕ

Мы ищем свои пути поддержать наше финансовое положение. Вынуждены были пойти на то, чтобы частично сделать посещение музея платным. Первый этаж, где экспонируются работы местных художников, их личные вещи, библиотека, бесплатный. Второй и третий этаже после трех лет работы мы вынуждены были сделать платными. На этих этажах часто размещаются выставки художников не из нашего региона. Сейчас у нас проходит выставка Музея японской гравюры — крупнейшее собрание в Украине. Стоит задача вывести музей на финансовое самообеспечение, что на первых порах, конечно, не возможно без помощи меценатов. А ведь украинским олигархам есть с кого брать пример: Терещенки, Ханенки...

 — Музей — это не только экспозиция. В нем проводится научная и исследовательская работа. На чем вы сейчас сосредоточены? 

— Мы уже говорили, что после 1917 года мы многое забыли и потеряли. Ведь очень многие художники начала прошлого века, периода возрождения 1920-х гг. внесли огромный вклад в украинскую культуру, живопись. К сожалению, многое было рассеяно, вывезено, некоторые безвинно пострадали. Теперь стоит огромная и важная задача попытаться восстановить что возможно, собрать многие материальные носители как вещественную память ушедшего времени. 

Мы находим потомков и родственников художников. Собираем их личные вещи, кисти, мольберты и другие инструменты. Их краски, палитры, которые остались у них. Это бесценные носители материальной культуры той эпохи, рассказывающие об больших деятелях нашей страны. 

Все это требует огромной и кропотливой работы по выявлению этих вещей, их экспертизы, определения реальной научной ценности. В некоторых случаях вещи требуют реставрации для их дальнейшей сохранности. 

Все найденные вещи входят в постоянную экспозицию, а не оседают в запасниках. Люди, посещающие музей, должны представлять эпоху, в которой жил и творил художник. О нем должны рассказывать не только его картины, а и вещи, ему принадлежащие, с которыми он работал.

Не менее значительная часть нашей научной работы — это просвещение. Выставки, лекции, специализированные экскурсии, особенно для школьников, — обязательная составляющая этой работы. Приглашаем родственников, друзей, учеников художников, всех кто их знал, и кто может о них рассказать, поделиться воспоминаниями.

На базе программы городского головы Днипра Бориса Филатова «Культурная столица» приглашаем школьников и организованные группы горожан приходить в музей. Для них организуются специальные экскурсии, они бесплатные, можно пройти мастер-класс в графической мастерской. В ней они самостоятельно делают оттиск гравюры, она оформляется, и они свое произведение могут забрать с собой. Дома сразу же повесить на стенку. 

Кроме всего прочего в музее работает мастерская горячей художественной эмали. 

— Как музей пополняет свои фонды? Это ведь для частного музея непростая задача. 

 — Наш основатель Олег Наумов с детства увлекался изобразительным искусством, собирал открытки, репродукции, потом стал приобретать картины. Именно его коллекция и стала основой музейного фонда.

Дальше коллекция пополнялась передачей картин ныне живущими художниками, если их нет уже с нами, то их потомками, родственниками. Часто после выставки картин художника родственники оставляли некоторые его работы музею. Достаточно редко, мы за нормальную цену можем позволить себе приобрести картины.

У нас очень большая коллекция картин Георгия Чернявского — народного художника Украины, лауреата Премии им. Т. Шевченко. Когда он был председателем областного отделения Союза художников, по его инициативе построен Дом художника в центральной части города на проспекте Пушкина. Там художники жили, на верхних этажах размещались их мастерские, а на первом был выставочный зал. Его внук Константин Чернявский, сейчас ответственный секретарь Национального союза художников Украины, подарил музею работы своего деда. Это жемчужина нашей коллекции. 

Есть у нас работы Михаила Кокина, его называют украинским импрессионистом. Много работ Федора Павленко, Анатолия Костенко. 

Сейчас в музее проходит выставка японской гравюры. Как гравюры далекой страны попала в музей?

 — Эта экспозиция собиралась не один год самыми разными путями. Она далека от завершения. Мы продолжаем искать эти работы. У музея есть галерея-кафе «Ван Гог». У него была коллекция японских гравюр. Пытаемся по имеющимся данным собрать ту коллекцию, которая была у великого художника. Мэр города Борис Филатов передал музею из своей коллекции четыре гравюры. Вообще это первый мэр нашего города, который уделяет большое внимание развитию культуры, в том числе и музеям, где эта культура изобразительного искусства сосредоточена. У него большая коллекция нецкэ.

СПЛОЧЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ. НА ФОТО СЛЕВА НАПРАВО: МЕНЕДЖЕР ПРОЕКТОВ ЕКАТЕРИНА САЛИЙ, ХРАНИТЕЛЬ ФОНДОВ ЕЛЕНА КАПШУКОВА, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ВЫСТАВОЧНОЙ РАБОТЕ ДАРИНА ЮШКОВА, ДИРЕКТОР МУЗЕЯ СЕРГЕЙ БУРБЕЛО, ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ ОЛЕГ НАУМОВ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ВЛАДИМИР МАЛИКОВ, ЗА СТОЛОМ: ЗАСЛУЖЕННЫЙ РАБОТНИК КУЛЬТУРЫ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО НАУЧНОЙ РАБОТЕ ЛЮДМИЛА ТВЕРСКАЯ, ПРЕСС СЕКРЕТАРЬ МУЗЕЯ УКРАИНСКОЙ ЖИВОПИСИ ИРИНА СКОСАРЬ

Как вы видите перспективы развития музея?

 — Нам очень помогает программа мэра «Культурная столица». Мы сейчас имеем план развития, в том числе музейного переулка, который примыкает к музею, музейного сада и крыши музея, что, по нашей задумке, должно завершить создание современного культурного центра в Днипре. 

Не последнюю роль играют и обмен выставками. Мы редко проводим фотовыставки, но с радостью откликнулись на предложение провести, не побоюсь этого слова, легендарную фотовыставку газеты «День» широко известную в нашей стране. Большой поток посетителей наглядно показывает тот интерес, который она вызывает. И это тоже часть работы нашего музея, так как способствует его известности и привлечению новых посетителей.

Можно добавить о коллективе, что залогом успеха современного развивающегося музея является его молодая энергичная профессиональная команда людей, влюбленных и полностью отдающихся своему делу, перенимающая опыт у старших коллег.

И это дает все основания для оптимизма. Если свет музея хоть немного осветит горожанам мир прекрасной живописи нашего региона, мы будет считать, что работаем не напрасно.       

 

Юрий РАЙХЕЛЬ, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ