Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Біла гарячка» постсоветского мира

Книга польского репортера Яцека Гуго-Бадера издана на украинском языке.
21 июня, 2012 - 12:02

Недавно был представлен сборник репортажей польского журналиста Gazety wyborczej Яцека Гуго-Бадера, написанный под впечатлением от путешествий по Украине, России, Молдове и непризнанной Приднестровской республике. Партнером в издании книги и промо-тура Яцека Гуго-Бадера стал Польский институт в Киеве.

Яцек Гуго-Бадер выступил в роли учителя среди детей с ограниченными возможностями, поработал грузчиком и взвешивал свиней на рынке, ему даже удалось побывать членом антисоветской польской организации, распространявшей самиздатовскую газету. Как говорит сам пан Гуго-Бадер, он — собиратель историй человеческих судеб на бывшем постсоветском пространстве.

Книга репортажей «Біла гарячка» посвящена прежде всего путешествию Яцека Гуго-Бадера по территории РФ. Начальные разделы посвящены бывшим советским хиппи и их современникам, что является не только данью нонконформистскому движению «детей-цветов», но и в чем-то квинтэссенцией собственного опыта Гуго-Бадера, который в молодом возрасте был сторонником хиппи. Исследуя судьбы старых авторитетов среди движения хиппи в России, он изображает жизнь тех, кто переступил через грань 1990-х и стал успешным архитектором, пришел к православной церкви или остался «хипповать» и до нашего времени. Автор цитирует слова Юрия Буракова по прозвищу «Солнышко», одного из главнейших предтеч хипповского движения: «Убивая себя, ты разваливаешь Советский Союз», однако видеть в этом политическую составляющую не стоит, по мнению автора, как и части его респондентов: хиппи в Советском Союзе были движением бегства от системы, а не активными участниками сопротивления. И в этом бегстве было достаточно асоциальности, граничащей с самоубийственным употреблением наркотиков, алкоголя, что скорее убивало самих участников движения, чем приближало конец СССР.

В своих встречах с вич-позитивными, алкоголиками и бездомными автор предоставляет в первую очередь возможность этому миру правдиво свидетельствовать перед читателем, не пропуская ни одного приговора или, тем более, осуждения. Центральный репортаж книги — ошеломляющий рассказ о судьбе оленеводческой бригады эвенков и ее главного врага, который уничтожил ее до основания, — белой горячки. История главного врага коренных этносов Российского Севера, который поджидает их в каждой выпитой капле водки. Белая горячка в этом тексте присутствует как синоним коллективной смерти для целых народов.

«Белую горячку» можно назвать холодным антиколонизаторским «душем» для тех, кто верит в цивилизаторскую миссию отдельных народов. Постсоветская действительность для народов российского Севера выглядит как воплощенный в жизнь апокалипсис денационализации, за которым наступает смерть и небытие как отдельных представителей, так и целых этносов.

Репортажи с Украины представлены двумя городами — Донецком и Ялтой. В Донецк Яцек Гуго-Бадер приехал сразу после страшного взрыва на шахте им. Засядько, когда свыше ста человек погибло в результате утечки метана. Познакомившись с семьями погибших шахтеров, общаясь с родственниками и женами погибших, Яцек Гуго-Бадер выступает как свидетель, а не заграничный репортер, пытаясь постичь не только трагедии, но и найти ответы — существует ли полноценная жизнь после таких техногенных катастроф для тех, кто от них пострадал.

В своем рассказе, посвященном путешествию по Байкалу — славному морю Сибири, он обращается к истории поляков, которые стали первыми исследователями байкальской флоры и фауны, а также многочисленных геологических сокровищ, Бенедикту Дыбовскому, Яну Черскому и Александру Чекановскому. Еще также речь идет об участниках Январского восстания 1863 г., когда польская, литовская и белорусская аристократия подняла восстание против Российской империи.

Изображая социальное дно и истории судеб граждан, живущих в бывших республиках СССР, Яцек Гуго-Бадер пытался достичь единой цели, а именно — правдиво свидетельствовать обо всех, с кем он делил свой хлеб: на вокзалах Москвы в среде бездомных, в семьях шахтеров Донецка или на пастбищах оленеводов российского севера. Описывая то, о чем местная, а тем более общенациональная пресса стыдливо и «толерантно» молчит, он стал их настоящим союзником и другом.

Один из героев Январского восстания 1863 р. Шимон Визунас Шидловский, хорунжий, имел на флаге одновременно гербы Польши (Богородица и орел с короной), Литвы (Погоня) и Киевской Руси (Архангел Михаил со скрещенными мечами — древними символами Витебской земли). На репортерской хоругви современного польского репортера Яцека Гуго-Бадера нашлось место для непростых человеческих судеб народов Российского Севера, украинцев, русских, молдаван, и в этом, пожалуй, наибольшая ценность книги «Белая горячка», которая сейчас пришла к украинскому читателю.

Станислав ФЕДОРЧУК, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ