Турниром в Харьковском национальном университете искусств им. И.П. Котляревского открылся ряд торжеств, посвященных 100-летию одного из старейших музыкальных вузов Украины. Именно с этим заведением связано более 60 лет плодотворного труда его корифея Тараса Кравцова, что придало широкий резонанс нынешнему университетскому юбилею.
Открывая конкурс, ректор вуза Татьяна ВЕРКИНА подчеркнула символическое значение таких фундаментальных «круглых» дат в биографии ХНУИ: «С этапами исторического становления университета связана жизнь и педагогическая деятельность выдающихся учителей, мастеров разных школ — композиторской, исполнительской и научной. К плеяде универсальных мастеров искусства, сочетавших в себе эти школы и на протяжении всей жизни подтверждавших вдохновенную жизненную и самобытную «тональность» самовыражения, относится Тарас Кравцов. Его огромный талант и весомые достижения в творчестве — композиторском, научном, педагогическом, организаторская и музыкально-общественная деятельность, а также преданность художественному делу является образцовой для современного поколения музыкантов, вдохновляют нас заботиться об отечественной многонациональной культуре в самых сложных для нее социально-политических и экономических условиях».
В конкурсное жюри входили ведущие специалисты (председатель — декан исполнительско-музыковедческого факультета, профессор ХНУИ С.Турнеев). На творческое соревнование поступило 20 заявлений от учеников III—IV курсов музыкальных училищ и старших классов музыкальных специализированных школ Бахмута, Днепра, Полтавы, Кропивницкого, Сум, Тернополя, Харькова и Черновцов. Конкурсные задания состояли из теоретических упражнений, рефератов по трудам Т. Кравцова и творческих тестов. Призовые места получили Юрий Седлецкий (Харьковская средняя специализированная музыкальная школа — первое место), вторую ступеньку заняла Елизавета Сиренко (Харьковское музучилище), а третьей стала Елизавета Гросова (Днепровский музыкальный колледж).
Нынешний конкурс принес сюрпризы для организаторов. Как отметила автор проекта конкурса Наталия БЕЛИЧЕНКО, «На участие в подобном соревновании отважится далеко не каждый студент, потому вероятность случайных людей почти полностью исключается. Думаете, легко создать цикл из пяти вариаций-обработок народной песни или, скажем, грамотную (и в то же время музыкальную) гармонизацию с поочередным проведением в каждом из четырех голосов восходящей и нисходящей гаммы? Итак, именно адекватно высокий уровень конкурсных работ и стал основным критерием турнирного отбора, поэтому все участники были допущены к финалу. Показательно, что среди победителей оказались не только профильные специалисты — теоретики музыки, а и студенты другой специализации: третье место получила пианистка Е.Гросова. На мой взгляд, это свидетельствует о том, что конкурс нашел своих «адресатов», то есть тех юных, художественно одаренных музыкантов, которые имеют серьезную внутреннюю тягу к сложной и в то же время счастливой профессии — теоретика-ученого».
Весомой фазой празднования двойного университетского юбилея стал первый в истории харьковского вуза Международный круглый стол «Актуальные вопросы методологии, методики и практики преподавания дисциплин музыкально-теоретического цикла», география участников которого охватила Германию, Австрию, Грецию, Литву, Канаду, Китай и 10 городов Украины. Выступления участников и отзывы гостей засвидетельствовали давно назревшую потребность в регулярных проведениях подобных методических собраний, что должно было способствовать укреплению системы «школа искусств — училище — вуз», а также внедрению инновационных подходов в преподавании музыкально-теоретических дисциплин.
Восклицательным знаком в работе этого международного профессионального собрания стала важная инициатива гостей относительно организации на базе ХНУИ им. И.П. Котляревского Ассоциации теории музыки и Информационно-методического центра по координации учебно-методических и творческих мероприятий в музыкальных учебных заведениях всех уровней аккредитации.