Депутаты обеих палат парламента Казахстана на совместном заседании приняли во втором и окончательном чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан». Он был подготовлен совместной комиссией парламента.
Как отметил председатель комиссии Нурлан Абдиров, законопроект предусматривает 26 поправок в 19 статей конституции. «Полагаем, что в рамках рассмотрения законопроекта во втором чтении, важно иметь цельное представление о сути всей конституционной реформы».
Большой блок поправок затрагивает вопросы перераспределения властных полномочий президента, парламента и правительства. «Данные поправки направлены на реализацию Плана Нации елбасы (глава нации — официальный титул Назарбаева. — Авт.) «100 конкретных шагов». Несомненно, верным шагом стало сохранение компетенции президента по вопросам обороноспособности, внешней политики, государственного управления, защиты конституции и обеспечения эффективной работы ветвей государственной власти и их взаимодействие. Закрепляется норма о том, что парламент осуществляет законодательную власть».
В частности расширяется роль мажилиса — нижней палаты парламента — при формировании правительства, а также усиливаются контрольные полномочия парламента и палат за деятельностью кабинета министров.
Согласно принятым поправкам, утверждать госпрограммы, принимать решения о единой системе финансирования и оплате труда всех государственных служащих вместо президента будет правительство страны. От президента к премьер-министру переходят полномочия по формированию кабинета министров. Тем не менее присутствует важное дополнение «по согласованию с главой государства», у которого остается исключительное право назначать министров обороны и иностранных дел. Не уточняется, кто принимает окончательное решение в случае разногласий по кадровым вопросам. По умолчанию предполагается, что последнее слово все-таки остается за действующим президентом Назарбаевым.
Кроме того, премьер-министр Казахстана будет отчитываться о проделанной работе своего кабинета не только перед главой государства, но и перед депутатами мажилиса. Однако без согласования с президентом парламент не сможет отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных министров. Аналогичная ситуация и с принятием законов, где последнее слово по-прежнему остается за президентом страны.
По согласованию с президентом правительство сможет распускать представительные органы на местах (маслихаты), но смещать с постов акимов (губернаторов) областей и городов республиканского значения — Астаны и Алма-Аты — оно не имеет права. Как и ранее, их судьба остается в руках президента страны.
Еще одна важная поправка, связанная, надо полагать, с изменением международной обстановки и возникновением новых угроз для страны. Поправки в статью 91 конституции закрепляют незыблемость независимости государства, а также обязательное наличие заключения Конституционного Совета Республики по изменениям и дополнениям в Основной закон. В статье 91 конституции прямо устанавливается, что наряду с унитарностью, территориальной целостностью республики и формой правления ни в каких случаях, даже путем пересмотра Основного закона, не может быть изменена независимость Казахстана.
Очевидно, что события в Украине, а еще раньше в Грузии, а также постоянные поползновения российских политиков на территориальную целостность Казахстана заставили принять приведенные поправки. Более того, как сообщают СМИ, этот вопрос обсуждался во время недавнего визита президента Путина в Казахстан. Конечно, официальная Москва на словах отрицает какие-либо попытки изменения границы между странами, но наличие договора России с Украиной, закрепляющий ее территориальную целостность, нисколько не помешал оккупации Крыма и отторжения его от нашей страны. Именно поэтому в конституции Казахстана поспешили закрепить незыблемость ее независимости. Ведь всегда можно найти так называемых вежливых человечков, особенно в северных регионах Казахстана, готовых заявить об исторических правах России на эти территории. Причем не только на северную, а на всю страну. Не случайно же Путин сказал, что до 1991 года Казахстан никогда не был независимой страной. Прицел на будущее очевиден.
Казахстан был не просто президентской республикой, а суперпрезидентской. Практически ничего, даже мелкие вопросы, не решались без окончательного утверждения елбасы. Похоже, что неизбежный и приближающийся транзит власти заставил Назарбаева искать легальные способы подготовки к этому процессу.
Главной остается все та же проблема. Несмотря на формальную передачу полномочий парламенту и правительству, окончательное решение остается за президентом. Лукавое дополнение «по согласованию с главой государства» нивелирует все так называемые расширения полномочий парламента и правительства. Сколько не передавай полномочий, согласования не избежать. Отсюда следует, что все изменения и дополнения на данном этапе остаются фикцией.
Однако следует учесть возможное кардинальное изменение в распределении власти в случае, когда президентом станет другой человек. Здесь на первый план выходит три важнейших обстоятельства.
Во-первых. Мягкий без возможных потрясений транзит власти. Элиты должны договориться, а законодательная основа уже предусмотрена.
Во-вторых. Из первого должна вытекать и сохраняться стабильность в государстве. И для этого очень пригодятся только что принятые поправки в конституцию.
В-третьих. Большому и агрессивному соседу наглядно показывается, что сделано все для того, чтобы у него не было никаких шансов погреть руки на возможных изменениях в Казахстане.
Насколько так долго правящий страной Назарбаев предусмотрел все варианты развития событий, узнаем только в будущем.