Революция Достоинства установила в Украине новую повестку дня. На первый план вышли лейтмотивы ответственности — за свои решения и за то, что вокруг тебя. Сегодня нам необходимо формировать ответственное общество, которое не боится брать на себя инициативу. Ответственный украинец не ждет, пока кто-то откуда-то придет и ему поможет. Он сам генерирует изменения. С каждым годом число таких ответственных и инициативных украинцев уверенно растет. Сформировалась ли в обществе критическая масса таких людей, которая способна стать движущей силой позитивных, масштабных и кардинальных изменений в государстве? Вопрос до сих пор остается дискуссионным. Однако позитивную тенденцию формирования зрелого и ответственного гражданского общества невозможно не отметить.
«Где же эти активные украинцы сегодня? Какие-то мифические персонажи», — подумал читатель-пессимист. А вы просто оглянитесь вокруг и попытайтесь присмотреться к вещам, на которые не находите время за всеми обыденными заботами. Вот скамейки во дворе кто-то отремонтировал и покрасил. Оказывается, это сделала супружеская пара из соседнего подъезда. А какой все-таки под вашим домом красивый садик с небольшой инсталляцией из игрушек и других бытовых безделушек, которые перевоплотились в стильные элементы декора! Кто-то также за этим ежедневно ухаживает, но его стараний вы не замечаете. А что делать, если скамейки поломаны, а садик не ухожен? Возможно, именно вам тогда суждено начать эти позитивные изменения? А дальше, возможно, не сразу, однако вашу инициативу подхватят.
А если хочется изменений большего масштаба? Например, современная детская площадка или новое футбольное поле. Здесь без помощи местной власти обычно обойтись сложно. Радует, что в последнее время в городах Украины появляется новый инструмент для активных жителей, которые стремятся принять участие в управлении городом. Речь о так называемом бюджете участия. Его еще часто называют громадским/партисипативным/партиципаторным бюджетом.
Итак, бюджет участия — это часть бюджета города, которая может быть использована непосредственно громадой города на реализацию инициатив ее жителей. То есть этот ресурс направляется на проекты, которые являются самыми важными с точки зрения жителей, а не власти. В Украине первопроходцами в этом плане в 2016 году стали три города — Черкассы, Полтава и Чернигов. Со временем приобщились большинство других областных центров и еще несколько городов. Некоторые города уже даже готовятся ко второй волне конкурсов среди общественных инициатив, которые претендуют на реализацию в рамках партисипативного бюджетирования.
На процессе внедрения и реализации бюджета участия некоторые чиновники и политические силы пытаются заметно попиариться. Мол, мы здесь вам привилегию предоставляем. В действительности бюджет участия — это не что-то данное с барского плеча. Это бюджетные средства, а следовательно, деньги каждого из нас — обычных налогоплательщиков. Чаще всего партисипативное бюджетирование предусматривает выделение 1% от так называемого бюджета развития города, то есть это совсем небольшая часть от общего городского бюджета.
Бюджет участия — это инициатива, которая позволяет идти в ногу с другими демократическими странами. Что интересно, партиципаторное бюджетирование в 90-х годах прошлого века зародилось в Бразилии. С начала 2000-х этот опыт постепенно начали перенимать европейцы. В США этот механизм начали внедрять лишь с 2010-го года.
Исходя из вышеуказанных цифр бюджет участия — не слишком влиятельное и затратное явление для городского бюджета. Прежде всего, этот механизм важен для активизации самой громады. Также здесь имеет место так называемый социальный нетворкинг. Это современное словцо сегодня любят все использовать. Что имеется в виду? Речь идет о практике и философии налаживания, развития и поддержки сети личных связей, построенных на принципах взаимопомощи. Идея нетворкинга в том, чтобы быть более открытыми с людьми. Мы должны понять, что не можем быть независимыми от людей вокруг и это нам совсем не нужно. Мы все взаимосвязываемся тоненькими ниточками, поэтому реализуемся и будем генерировать изменения через взаимодействие друг с другом.
Бюджет участия — это правильная форма привлечения жителей к управлению родным городом. Это «фидбэк» от людей, которые указывают на необходимость конкретных изменений. Это эффективное партнерство власти и общества. Люди, то есть обычные налогоплательщики, прямо говорят чиновникам, что им нужно: построить спортплощадку, восстановить местный парк или закупить новые компьютеры в здешнюю школу. В бюджете участия, как видим, предпочтение отдают «твердым» проектам, то есть чему-то наподобие детской площадки, чем «мягким» инициативам — организации мероприятий и тому подобное.
«Нам нужен капитальный ремонт этой дороги. Немедленно!», «Почему освещение на этой улице еще до сих пор не установлено? Мэр же говорил, что утвердил эти работы» — очень часто среднестатистический украинец убежден в том, что в кабинете его мэра есть сейф, в котором наличными лежит весь бюджет города. То есть для того, чтобы отремонтировать дорогу, мэру достаточно просто открыть казну, достать необходимую сумму средств и дать задачи рабочим. О таких вещах, как проектно-сметная документация, тендеры и так далее, большинство даже не задумывается. В основном у жителей совсем нет понимания бюджетного процесса. Партисипативное бюджетирование у определенной части граждан исправит и заполнит этот пробел в знаниях.
Бюджет участия — это конкурс, это соревнование между инициативами общественных активистов. Как показывает практика, желающих реализовать свой замысел за средства города хватает. Подготовлены ли все заявки на достойном уровне? Нет, конечно. Они отсеиваются в процессе конкурса. Однако важно то, что обычные граждане приобщаются к этому процессу, по ходу учатся и совершенствуются. А проектные заявки в нашем государстве порой не способны подготовить и на наивысшем чиновническом уровне. «В Украине не умеют писать проекты», — такие утверждения неоднократно приходилось слышать во время обсуждений сотрудничества Украины с международными донорами. Очень часто бывает так, что деньги в Украину, грубо говоря, приходят, а освоить их должным образом никто не может. Как следствие, эти средства уходят из Украины. И это грустно, даже в некоторой степени преступно.
В конце концов, успех не в количестве поданных заявок, а где-то глубже — в формировании активного общества, которое получало дополнительный инструмент влияния на развитие города. Об острой необходимости вашего микрорайона вы теперь можете рассказать не только во время приема в кабинете местного чиновника. Даже обращения и петиции можно не писать. Есть вариант сразу подавать собственную готовую идею на конкурс проектов общественного бюджета.
Плюсов внедрения партисипативного бюджетирования было перечислено немало. Впрочем, это часто преимущества при стерильных условиях. На практике в реальной жизни сказываются некоторые неприятные нюансы. Нетворкинг — это прекрасно, однако активизировать общество в действительности очень трудно. Общаясь с активистами, которым удалось победить на конкурсах бюджета участия, выслушал не одну увлекательную и в то же время грустную историю о том, как им приходилось бороться за голоса. Реклама здесь не ограничивается только соцсетями, листовками и афишами. Некоторым буквально приходилось днями простаивать в супермаркетах и убеждать, даже умолять жителей микрорайона проголосовать за их проект, который может улучшить жизнь всех жителей. Это при условии, что голосовать можно дома через интернет — с помощью BANKID или на крайний случай — в местном центре предоставления административных услуг. Прискорбно, когда на инициативных людей многие смотрели как на сумасшедших. Большинство украинцев продолжает оставаться очень пассивной и только на словах хочет каких-то изменений в государстве, в городе и на родной улице.
«Да все разворуют!» — рефреном звучит стандартная отмазка. «Вы создаете, вы же и контролируете!» — такой ответ скептикам. Мониторинг процесса реализации проекта — этап ответственности для активиста, детище которого городская власть уже начала претворять в жизнь. Следует признать, что на нынешнем этапе механизм партисипативного бюджетирования ограничивает влияние общественного активиста, поскольку проекты реализуются коммунальными предприятиями. В западноевропейских странах привлечение граждан к процессу реализации куда больше. У нас участие граждан имеет ограниченный контролирующий характер. Поэтому в определенной степени украинскому бюджету участия необходимо больше этого самого участия общественного сектора.
*Бюджет участия — это часть бюджета города, которая может быть использована непосредственно громадой города на реализацию инициатив ее жителей.