До фестивального формата проект разросся не сразу. Идея возникла у Оксаны Лынив (на фото), уроженки Львовщины, которая сегодня является дирижером молодежного оркестра «Новая мюнхенская филармония» и главным дирижером Оперы и филармонического оркестра Граца (Австрия). Сначала речь шла только об исполнении сюиты «Гуцульский триптих» Мирослава Скорика с упомянутым молодежным оркестром. Но потом идеи, люди, обстоятельства удивительным образом начали словно сходиться в одной точке.
Именно в это время Коломыйский театр им. Ивана Озаркевича осуществил европейское турне со спектаклем «Гуцульский год» по повести Гната Хоткевича, музыку к которой написал известный коломыйчанин Александр Козаренко. Этим спектаклем и открылась «Гуцульская неделя».
Другой сюжет связан с фильмом Сергея Параджанова «Тени забытых предков» (Скорик — автор музыки к фильму, собственно «Гуцульский триптих» написан на основе киномузыки). Когда его посмотрел председатель комитета культурного образования Баварии Ульрих Безирске, известный тем, что имеет чешское и немецкое происхождение, то сказал, что его непременно нужно показать немецкой публике. Сам связался с директором Чешского культурного центра Мюнхена и предложил публичный показ «Теней». При чем здесь Чехия? В начале ХХ ст. в период между двумя войнами часть Гуцульщины входила в состав Чехословакии. Тогда возникла идея пригласить Мирослава Скорика. Кстати, во время обсуждения фильма в Чешском центре оказались украинско-чешские пересечения в творческой биографии композитора: Скорик учился у Романа Симовича, Симович — у чеха Витезлава Новака, а Новак — у Антонина Дворжака, классика чешской музыки.
В «ГЕРГУЛЕС-ЗАЛЕ» ВЫСТУПИЛИ 98 ОРКЕСТРАНТОВ ИЗ 15 СТРАН МИРА
Интересно, что директор оркестра «Новая мюнхенская филармония», который существует уже свыше двадцати лет, предложил Оксане Лынив организовать приезд участников из Украины, потому что в оркестре оказался недобор струнной группы. Таким образом, в концерте, который состоялся в «Гергулес-зале», одном из наиболее престижных залов Баварии, среди 98 оркестрантов из 15 стран мира приняло участие 19 студентов Национальной музыкальной академии Украины.
Этот концерт является главным результатом фестиваля. Во-первых, место проведения — исторический зал в центре города с прекрасной акустикой, размещенный в северном крыле Мюнхенской Резиденции. Выступать в этом зале очень почетно для каждого музыканта. Во-вторых — большой процент немецкой публики. Ну и, в-третьих, — удачно исполненная концертная программа, которую открывало произведение Мирослава Скорика. Кроме «Гуцульского триптиха», прозвучал Концерт для ударных «Слезы природы» китайско-американского композитора Тан Дуна, где сольную партию блестяще исполнила юная немка с болгарскими корнями Виви Васильева, и симфоническая поэма «Жизнь Героя» Рихарда Штрауса. Можно дискутировать, целесообразно ли ставить в одной программе произведения таких разных авторов, представителей разных культур, якобы игнорируя центральную тему проекта. А впрочем, по мнению Оксаны Лынив, это, наоборот, очень важный момент, который дает возможность украинской культуре интегрироваться в европейский культурный контекст. И действительно, украинские мероприятия за рубежом часто являются чем-то специальным, приуроченным к какой-то годовщине, важной преимущественно для самих украинцев. Возникает эффект гетто. Здесь такого ощущения не было.
Завершилась «Гуцульская неделя» в Украинском доме города Мюнхена. Здесь параллельно проводилось несколько мастер-классов: по традиционной гуцульской иконописи на стекле (их провел художник Остап Лозинский), писанкарству, аутентичному народному пению (провела певица, актриса Театра им. Леся Курбаса во Львове Наталья Рыбка-Пархоменко). К сожалению, обещанного гуцульского обрядового пения на «варштатах» мы не услышали. Да, это была аутентика, но воспроизведенная, скорее, в слободской манере. А для изучения предложен народный кант «Я птичка-невеличка», записанный на Черниговщине, известный в исполнении фольклорного ансамбля «Божичи». Но для украинцев в Германии и немецких украинцев, участников мастер-классов, этого и так предостаточно.
КОММЕНТАРИИ
«МИР НАС ЖДЕТ, ТОЛЬКО МЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ АКТИВНЫМИ»
Оксана ЛЫНИВ, дирижер:
— Для меня самым важным результатом были слова, которые я услышала от украинских студентов. Они говорили, что благодарны не только за то, что побывали в Мюнхене, принимали участие в репетициях, которые проходили в старинном монастыре, но и за то, что этот проект изменил их сознание. Потому что я замечаю в Украине очень много разочарования, апатии, люди думают, что все то, что они делают, не имеет смысла, все равно двери остаются закрытыми. А здесь оказалось, что мир нас ждет, только мы должны быть активными, должны прийти и заявить о себе. Какое-то очень актуальное время для Украины наступает в настоящий момент. Последние три года я слышу только ужасные вещи об Украине. И сейчас есть шанс заявить о себе миру, доказать, что у нас есть за что бороться, что у нас есть культурные достижения, и есть что предложить миру.
«В ИЮНЕ ПЛАНИРУЮТСЯ «ДНИ КУЛЬТУРЫ КИЕВА В МЮНХЕНЕ»
Вадим КОСТЮК, генеральный консул Украины в городе Мюнхене:
— Когда речь идет об украинской тематике, то подключаются все — и консульство, и общество «Украина», и активисты. Мюнхен — специфический город, где достаточно много украинцев. И если что-то происходит, особенно в культурной сфере, то украинцы активно приобщаются, в частности и определенный процент немцев, которые поддерживают Украину. На концерте в «Геркулес-зале», если судить визуально, немцев не менее 50 % процентов (львиную долю посетителей обеспечивает сам зал), и это уникальная ситуация. Потому что другие мероприятия, направленные на украинскую тематику, посещает преимущественно лишь украинская публика. И я не помню за последние несколько лет такого мероприятия, связанного с Украиной, которое проводилось бы целую неделю. Кстати, в июне в рамках партнерства между городами планируются «Дни культуры Киева в Мюнхене».
«ПЕНИЕ КАК МЕДИТАЦИЯ»
Сяня ТИРИ, участница мастер-классов традиционного пения (Мюнхен):
— Это был мой первый мастер-класс, но я бы хотела еще! Потому что когда ты поешь именно таким народным пением, ты будто «выходишь» из тела. Это действительно, как своеобразная медитация, ты находишь себя и сквозь свое тело выдаешь в принципе свою сущность. То есть пение — это ты, это все, чем ты являешься. Во время этого пения ты будто чувствуешь каждую клеточку своего тела и это, трасформируясь, выходит со звуком. Конечно, два часа — это мало, чтобы овладеть данной техникой профессионально, но достаточно для того, чтобы получить удовольствие сейчас, в эту минуту и эту секунду.