Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вашингтон – Москва и «украинский вопрос»

Эксперты «Дня» — о результатах переговоров госсекретаря США Рекса Тиллерсона с российским руководством
13 апреля, 2017 - 19:30
ФОТО REUTERS

Первый визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву, который состоялся 12 апреля, определенным образом держал в напряжении весь мир. Ведь накануне и в день самого визита доносились сигналы, что российский президент Владимир Путин не будет встречаться с главой американской внешнеполитической службы, что стало прецедентом. Ведь раньше хозяин Кремля всегда встречался с госсекретарями США, когда те находились с визитами в Москве.

Тиллерсон провел пятичасовые переговоры с Лавровым и двухчасовую встречу с Путиным. Главной темой переговоров госсекретаря США в Москве, как и ожидалось, было будущее президента Сирии Башара Асада. На общей пресс-конференции американский и российский дипломаты признали, что не смогли прийти к согласию относительно химической атаки в Сирии, а также относительно удара США по сирийской военной базе, который состоялся после этой атаки. «Удары, нанесенные нами по Сирии, были обоснованы, они были направлены против сирийских войск», — сказал Тиллерсон.

Российская же сторона заявила, что нет никаких доказательств, что сирийские войска использовали химическое оружие, и необходимо провести международное расследование. Однако через час после пресс-конференции представитель России в ООН заблокировал принятие резолюции ООН, которая предусматривала такое расследование.

Тиллерсон, в частности, раскритиковал нынешние двусторонние отношения между странами как такие, которые обозначены «низким уровнем доверия», и заявил, что «наибольшие ядерные державы мира не могут иметь отношений такого характера».

Госсекретарь сообщил, что во время переговоров не обсуждался вопрос отмены введенных Соединенными Штатами санкций относительно РФ из-за аннексии Крыма и военной агрессии РФ на Донбассе.

Он также отметил, что «ситуация в Украине будет оставаться преградой на пути к улучшению отношений между США и Россией, пока в выполнении Минских договоренностей не будет достигнут полный прогресс», цитирует слова госсекретаря информагентство Reuters.

Между тем Лавров, который выглядел достаточно подавленным на пресс-конференции, заявил: «У нас единая позиция относительно того, что Минские договоренности должны выполняться». Он напомнил о существовании двустороннего «канала консультаций» между Москвой и Вашингтоном, созданного  во время администрации Барака Обамы и отметил заинтересованность нынешнего руководства США в «продолжении двусторонних контактов»  в дополнение к консультациям в рамках «нормандской четверки». Но возникает вопрос, почему Россия их не выполняет. И интересно увидеть, начнет ли она их выполнять после визита Тиллерсона, который четко отметил, что «Россия должна убрать тяжелые вооружения на Донбассе, чтобы миссия ОБСЕ могла беспрепятственно выполнять свои функции».

Кстати, госсекретарь отметил на пресс-конференции, что существуют доказательства вмешательства России в американские выборы, за что могут быть введены дополнительные санкции, и Москве было четко донесено об этом.

Достаточно красноречиво прокомментировали результаты встреч госсекретаря США с российским руководством британские газеты. «Путин игнорирует призыв США начать все сначала и продолжает поддерживать режим Асада» — под таким заголовком опубликована статья в Times. Два других издания — Financial Times и Guardian — вышли почти с одинаковыми передовицами: «Тиллерсон говорит, что отношения России и США находятся на самой низкой отметке». Между тем издание Daily Telegraph публикует колонку члена парламента от консерваторов Доминика Рааба под заголовком «Нужно научиться бороться с русским медведем».

В то время как Financial Times называет переговоры в Москве «открытыми и по сути», Times считает, что встреча была очень напряженной, и не спешит радоваться возможному сближению России и США.

А The New York Times так оценила результаты переговоров госсекретаря США в Москве: «На встрече Путин и Тиллерсон очень мало по каким вопросам пришли к согласию». Между тем The Washington Post опубликовала статью о переговорах под таким заголовком: «Тиллерсон и Путин встречаются во время углубления напряжения из-за нанесения Соединенными Штатами ракетного удара по Сирии».

Politico.eu опубликовало статью под заглавием «Рекс Тиллерсон чувствует похолодание в Москве». Это издание отмечает, что госсекретаря США раскритиковали, начиная от Сирии, знания истории и его кадровые решения во время неудобной поездки в Россию.

Немецкая служба Deutsche Welle несколько по-другому оценивает визит госсекретаря США в Москву. «Невзирая на низкий уровень доверия между странами, прежде всего из-за расхождений относительно последних событий в Сирии, главы МИД России и США после переговоров в Москве сигнализируют готовность к диалогу и возобновлению сотрудничества», — пишет это издание.

ПРЯМОЙ КАНАЛ С КРЕМЛЕМ

Джон ГЕРБСТ, председатель Евразийского центра Дину Патричи в Американском Совете, экс-посол США в Украине, Вашингтон:

— Обе стороны придерживались абсолютно разных позиций относительно двух самых неотложных вопросов, особенно Сирии. Но тон на пресс-конференции был приглушенным и подчеркивал в известной степени необходимость изучить расхождения и работать вместе.

Что касается встречи Тиллерсона с Путиным. Россияне послали сигнал, что встречи не будет, потому что они были недовольны американским ударом по сирийской авиабазе и не были уверенны, что именно будет говорить Тиллерсон в Москве. Возможно, учитывая переговоры Тиллерсона с Лавровым, они согласились на встречу. Честно говоря, было бы странно, если бы такая встреча не состоялась.

А в целом, учитывая пятичасовые переговоры госсекретаря с министром иностранных дел РФ, а после этого двухчасовую встречу Тиллерсона с Путиным, можно сказать следующее. Переговоры продемонстрировали расхождения, которые быстро не исчезнут, но обе стороны согласились их рассмотреть. Позиция Вашингтона относительно Украины не изменилась. Более того, выглядит так, что новая американская администрация будет иметь прямой канал с Кремлем относительно имплементации Минских договоренностей.     

«МОСКВА НЕ СОБИРАЕТСЯ ИДТИ НА УСТУПКИ ПО СИРИИ»

Лилия ШЕВЦОВА, российский публицист:

— Гора родила мышь. Именно таков результат визита госсекретаря США Рекса Тиллерсона в Москву и его переговоров с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и встречи с президентом России Владимиром Путиным.

Было чрезвычайно любопытно смотреть на пресс-конференцию Тиллерсона и Лаврова, которая дала гораздо больше для понимания итогов их разговора, чем сухие коммюнике. Прежде всего, бросилась в глаза напряженность в отношениях между двумя министрами, которую они не смогли скрыть. Какая разница по сравнению с отношениями между Лавровым и Керри, которые считали себя друзьями!

Единственным итогом этого раунда российско-американского диалога стало согласие Путина возобновить меморандум 2015 года о предотвращении столкновений в воздухе над Сирией. И все!!!  Все остальное было пинг-понгом взаимных претензий. Кремль отверг американские обвинения Асада в химической атаке против собственного населения и не согласился с предложением Вашингтона начать переходный период к новому политическом режиму в Сирии. Москва заявила: Асада на сдадим!

Все остальное утонуло в словесной тине. Видимо, и Тиллерсон, и Лавров пытались создать впечатление успешной встречи. И каждый по-своему стремился предложить надежду на выход из нового витка кризиса в отношениях. Больше усердствовал Лавров, который договорился до того, что заявил о «большом потенциале для улучшения отношений». Тиллерсон не мог себе позволить такую игру словами и был более адекватен.  Но и он пытался не обострять разговор. Интересно и то, что он не привез в Москву доказательств, которые, якобы, есть у Америки в том, что именно Асад травил собственный народ. Он не привез и доказательства того, что Россия вмешивалась в ход американских выборов. Он даже не упоминал о возможности новых санкций в отношении России. Очевидно, чтобы не раздражать Кремль! В итоге на пресс-конференции Лавров имел право заметить: никто нам не представил никаких доказательств ни о причастности Асада к химической атаке, ни о нашей причастности к кибератаке в период американских выборов. Поэтому словесную дуэль с Тиллерсоном, можно считать, выиграл.

Американская сторона убедилась в том, что Москва не собирается идти на уступки по Сирии. Но в то же время Кремль готов сесть за стол с Америкой и начать разговор о новом мировом порядке. При этом не отказываясь от своего видения этого порядка. Но хватит ли у Трампа терпения для этого разговора?!

«... НОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ США И РФ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ»

Николай БЕЛЕСКОВ, аналитик Института мировой политики, Киев:

— Визит государственного секретаря Рекса Тиллерсона в Москву 11—12 апреля 2017 года продемонстрировал официальному Киеву сразу несколько важных моментов. Во-первых, украинский вопрос остается одним из ключевых в американско-российской повестке дня двусторонних отношений. И можно даже допустить, что определяющим вопросом. Формально само сирийское досье стало главным предметом как закрытых переговоров, так и общей пресс-конференции руководителей внешнеполитических ведомств США и РФ. Однако Рекс Тиллерсон четко признал, что без полного выполнения Минских соглашений ситуация, которая связана с Украиной, остается препятствием для нормализации отношений между Вашингтоном и Москвой.

Во-вторых, как бы ни пытался Сергей Лавров во время пресс-конференции говорить об общей позиции США и РФ относительно Минских соглашений, однако слова его американского коллеги говорят о противоположном. Государственный секретарь США четко отметил, что именно от РФ зависит, состоится ли деэскалация конфликта. Это заявление вместе с выступлением Рекса Тиллерсона на заседании Комиссии Украина — НАТО 31 марта 2017 года означает, что Вашингтон считает, что именно на РФ лежит ответственность за разблокирование процесса урегулирования конфликта в Донбассе, который должен происходить по формуле: «сначала гарантирование безопасности, а затем переход к политическим аспектам». Поэтому как бы ни пытались в Москве говорить о продолжении контактов с Вашингтоном для нахождения пути имплементации Минских соглашений, США четко заняли позицию, что именно РФ должна предпринимать первые шаги по урегулированию. Поэтому какие новые пути собралась искать российская сторона совместно с американцами, не совсем ясно.

Третий интересный момент — это то, как неоднократно Сергей Лавров пытался показать, что именно на предыдущей администрации — Барака Обамы — лежит в значительной мере ответственность за ухудшение двусторонних отношений. По-видимому, для исправления этой ситуации МИД РФ и Государственный департамент создадут отдельный механизм на уровне специальных представителей, которые в будущем обсудят все вопросы двусторонних отношений. Но в конце концов рискну спрогнозировать, что работа этого механизма и завершится на уровне обсуждения. Новое американское правительство уже сегодня своими заявлениями касательно украинско-российской войны четко демонстрирует, что главная проблема американско-российских отношений не в отдельных личностях. Проблема в том, что пока Кремль не изменит свою политику в отношении таких стран, как Украина, то нормальных отношений между США и РФ не может быть. Вчера об этом и говорил, в сущности, Рекс Тиллерсон. Вопрос только — поняло ли его намеки российское руководство.

«ВИЗИТ ТИЛЛЕРСОНА В МОСКВУ ОКАЗАЛСЯ НЕ ТАКИМ, КАК НАДЕЯЛИСЬ ПУТИН И В КРЕМЛЕ»

Стивен Пайфер, директор Инициативы по контролю за вооружениями Института Брукинза, экс-посол США в Украине, Вашингтон:

Визит госсекретаря Тиллерсона в Москву оказался не таким, как надеялись президент Путин и Кремль после избрания президентом Дональда Трампа в ноябре прошлого года. Чиновники в Кремле хотели, чтобы президент Трамп начал улучшение отношений, не требуя от России исправления вопиющих действий, включающих ее агрессию против Украины. Эти действия привели отношения между Западом и Россией в самой низкой точке за последние 25 лет.

Использование химического оружия Сирией, государством-клиентом России, и американская реакция на это, создали сложный фон для этого визита и гарантировали, что Сирия затенит другие вопросы повестки дня.

Тиллерсон заявил, что ситуация в Украине остается препятствием для улучшения американо-украинских отношений и поэтому Москва должна первой изменить свою политику, если она хочет двигаться к более нормальным отношениям.

Что касается встречи Тиллерсона с Путиным, то она должна была состояться. Предположение, что такой встречи не будет, это просто часть кремлевского политического театра, то же самое, что Путин регулярно появляется с опозданием на запланированные встречи. Это грубое поведение, но российские лидеры почему-то думают, что это дает им какое-то преимущество.

Вряд ли визит Тиллерсона принесет какой-то прорыв. Похоже, что госсекретарь и его российские собеседники согласились установить коммуникационные сигналы для решения сложных проблем. Это имеет смысл, но улучшения американо-российских отношений будет оставаться сложной задачей.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ