На мой взгляд, недопустимой является эйфория по поводу первого решения суда ООН (Гаагского суда) относительно иска Украины против России, в котором номинально частично удовлетворены требования украинской стороны. Более того, те, кто сегодня ведет речь о «начале выздоровления международной правовой системы», выдают собственные иллюзии за действительность. А нет ничего опаснее эйфории и иллюзий, когда речь идет о «нормализации» отношений с Россией или о попытках правовым путем заставить Кремль что-то сделать, отступившись от своей традиционной агрессивной политики и забыв свои имперские интересы.
Начну с конца.
Как известно, суд отметил, что ждет от Российской Федерации и Украины как сторон Минского процесса реализации индивидуальных и общих мероприятий с целью полной имплементации комплекса мероприятий по выполнению Минских соглашений. Но имплементировать Минские соглашения можно только в случае, если у тебя есть машина времени. Напомню некоторые их основополагающие положения:
— Немедленное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение начиная с 00 год. 00 хв. (киевское время) 15 февраля 2015 года.
— Отвод всего тяжелого вооружения обеими сторонами на равные расстояния с целью создания зоны безопасности. Отвод должен начаться не позже второго дня после прекращения огня и завершиться в течение 14 дней.
— Обеспечить освобождение и обмен всех заложников и незаконно удерживаемых лиц на основе принципа «всех на всех». Этот процесс должен быть завершен не позже чем на пятый день после отвода.
— Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу до конца 2015 года новой Конституции, которая предусматривает ключевым элементом децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также принятие постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мероприятиями, отмеченными в примечании, до конца 2015 года.
Само требование имплементации того, что должно было быть имплементировано до конца 2015 года, свидетельствует о полном упадке системы международного права. Я уже не говорю о том, что суд подтвердил требование к Украине касательно конституционной реформы и принятия новой Конституции, положения которой должны быть согласованы с предводителями «ЛДНР». Это значит не больше, не меньше чем требование к Украине и ее народу отдать свой суверенитет во внешние руки и в лапы пророссийских боевиков. Если это «международное право», то что же тогда зовется бесправием?
А еще в список мероприятий входит такое, например: «освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями, которые имели место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; создание отрядов народной милиции по решению местных советов с целью поддержания общественного порядка в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; право на языковое самоопределение; участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей; содействие со стороны центральных органов власти трансграничному сотрудничеству отдельных районах Донецкой и Луганской областей с регионами Российской Федерации». То есть речь идет о легализациях «ЛДНР» под названием «ОРДЛО», о превращении Украины даже не в федерацию, а в конфедерацию, в которой «центральная власть» (то есть законная власть Украинского государства) и весь украинский народ будут иметь по отношению к «ЛДНР» только обязанности (включительно с социальным обеспечением населения соответствующих территорий, полным восстановлением социально-экономических связей, поддержанием социально-экономического развития «ОРДЛО» и т.п.).
В обмен же Украина должна получить контроль за границей — но после полного выполнения Минских соглашений, то есть после амнистии боевикам, их легализации под псевдонимом «народной милиции», после принятия новой Конституции, которое должно состояться «с консультациями и по согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей». То есть будут писать Основной закон нам Захарченко и Плотницкий по указаниям из Москвы. То есть после полной капитуляции Украины ей передадут контроль за соответствующими участками границы с Россией. А если в «ЛДНР» (реально — в Кремле) решат, что капитуляция не полная, то и не передадут.
Я уже не говорю о том, что в соглашениях арестованные и осужденные боевики нежно зовутся «заложниками», что приравнивает Украинское государство к террористической организации; как оценить это с точки зрения международного права?
Пойдем дальше.
Вероятность того, что Гаагский суд примет окончательное решение, в котором хоть как-то накажет Россию хотя бы за финансирование терроризма, даже не за прямые террористические действия (только сбитый «Боинг» что стоит), близко к нулю. Следует вспомнить, что этот суд придирался к каким-то формальностям и вообще не взял к рассмотрению иск Грузии против России за агрессию 2008 года, которая происходила на глазах всего мира, под прицелом телекамер и с репортажами в Интернете. Поэтому, скорее всего, и в будущем суд ограничится фразой, что Украина, мол, не предоставила достаточно доказательств, которые были бы существенной базой для применения санкций, — как сейчас сказано о временных мерах.
Что же касается Крыма, то «частичное удовлетворение» иска Украины в плане временных мер также не должно вызывать эйфории. Так, в решении суда сказано, что Россия должна:
— Воздерживаться от сохранения или применения новых ограничений на права крымскотатарской общины сохранять свои представительские институты, включая Меджлис крымскотатарского народа.
— Обеспечить доступ к образованию на украинском языке.
Замечательно! Однако мы знаем, какой опыт имеет Кремль в «обеспечении» образования на украинском языке, тем более что проблема не сколько в языке, сколько в содержании образования, а оно может быть антиукраинским; во второй половине 1930-х Лев Троцкий в эмиграции, беспощадно критикуя Сталина, метко заметил, что в СССР власть допускает образование украинского народа на родном языке, только чтобы «заставить его на языке Кобзаря воспевать кремлевскую клику насильников».
Ну, а с Меджлисом крымскотатарского народа еще проще: его просто «переизберут», с соблюдением всех «очень демократических» ритуалов. Более того, возможно, и кого-то из нынешних непримиримых противников оккупантов введут — но только как одиночных рядовых членов. И помимо «системных либералов» появится у России и такой себе «системный Меджлис». Вспомним, что у подполковника КГБ Путина было где учиться: в НИР, где он служил, номинально существовала многопартийная система, которая в основных своих чертах воспроизведена в современной России. Поэтому можно не сомневаться, каким образом Кремль будет выполнять это решение Гаагского суда.
Значит ли сказанное, что обращение власти Украинской государства было неверным шагом? Абсолютно нет. Речь о том, что эйфория и иллюзии относительно действенности этого суда и международного права на общественность является ошибочной и опасной. Так что не стоит забывать афористическую формулу гетмана Ивана Мазепы, который был не только незаурядным политиком, но и талантливым поэтом: «Же през шаблі маєм права!»