Имя Александра Цинкаловского постепенно возвращается на родную Волынь, его научное наследие изучают ученые-историки. Каким же был известный краевед как человек? Какие чувства переполняли его душу?
Об этом мы узнали из воспоминаний его племянницы Натальи Назаровны Грабарчук-Цинкаловской и эпистолярного наследия историка — его письма племянница передала в фонд Владимир-Волынского исторического музея. Александр Цинкаловский — профессор, археолог, уроженец Владимира-Волынского. Он основательно исследовал историю Волыни. Пешком обошел свыше двух с половиной тысяч населенных пунктов. Это тоже любовь, даже страсть! Но к науке.
Из воспоминаний племянницы ученого узнаем, что, несмотря на высокое звание, он мог одинаково свободно разговаривать как с профессором, так и с ребенком. Жизненным кредо ученого были слова: «Человек имеет три беды — старость, болезни и неряшливость. Если с первым бороться невозможно, со вторым — частично, то опрятным следует быть всегда». Мужчина действительно привлекал всех, кто его знал, своей воспитанностью и изысканностью, которые, ясное дело, унаследовал от таких же предков: прабабушки фон Вольф, немецкой писательницы, дедушки Павла Нитецкого — польского дворянина и краеведа и отца Николая Цинкаловского — чиновника-финансиста высокого ранга.
С точки зрения рядового человека, Цинкаловский женился поздно — в 30 лет. Но он придерживался европейских традиций, жил в Европе, был европейцем по духу, а там, как известно, люди сначала пытаются чего-то достичь в жизни и только тогда связывают себя узами Гименея. Благородного пана не могла не заметить Регина Жашкевич. С ней ученый познакомился в городе Кременце на Тернопольщине, где работал директором краеведческого музея в 30-х годах ХХ века. Раиса (Регина) Жашкевич происходила из рода духовенства. Потом ее отец работал бухгалтером. Неминуемые преследования со стороны советской власти заставили супругов Цинкаловских выехать в Польшу. Как оказалось, навсегда. В Кракове супруги из Волыни работали, но и тосковали по Украине.
Об их отношениях можно узнать из писем к владимирской семье. В письмах пани Регина ласково называла мужа Олеком (как и в жизни), себя же называла Рена. И таки действительно, чувства были большими, если в годы войны, убегая из пылающей варшавской квартиры, Регина помогала спасать мужу — как наибольшую ценность — не деньги, а рукописи его научных трудов.
Во времена Варшавского восстания Цинкаловским пришлось есть... белый обувной крем (!), чтобы выжить. Как часто в настоящее время молодежь, имея лучшие материальные условия, разрушает брак, потому что «не сошлись характерами». В письме от 25.01.1977 г. Регина с большой заботой пишет о самочувствии мужа. Одновременно рассказывает о профессиональной деятельности любимого: «Жалко, что главный труд Олека не издан, который имеет значение для будущих поколений, как неисчерпаемый материал из прошлого» (идет речь о словаре «Стара Волинь і Волинське Полісся», что издан уже после смерти автора).
Археология — дело жизни Цинкаловского, а еще и нумизматика, топонимика, сакральная архитектура... и много других областей знаний! Во многих письмах жена с неподдельным вниманием рассказывает о делах мужа. Ведь это о чем-то говорит! Твои друзья — мои друзья! Тепло отзывалась жена Цинкаловского о приезде Ларисы Крушельницкой, о наслаждении мужа от интеллектуального общения с ней: «...Приходила очень интересная и симпатичная археолог со Львова Лариса Крушельницкая. Это очень интересная женщина (бывший директор Львовской библиотеки имени В. Стефаныка НАНУ). Олеку очень приятно общаться с ней на темы, которые его интересуют. Она тоже делала раскопки на Волыни. Она две недели была по делам в Кракове, приходила к нам ежедневно, как своя, и оставила по себе хорошие воспоминания».
Из писем узнаем, что Цинкаловские были всюду вместе — и в санатории, и за городом, и на отдыхе. «Мы находимся на лечении в санатории в Бещадах... Хорошо, что нас послали вместе на лечение, потому что я не могла бы оставить Олека одного дома...Чувствует себя неплохо, но ему необходим уход...» (письмо от 25.10.1977 г.).
Говорят, что если люди живут долго вместе, то они становятся родственными душами. Внутренняя гармония, красота, воспитанность — вот что было присуще их отношениям. «В нашем возрасте — не главное хорошо поесть, а очень важен отдых, спокойствие и свежий воздух» (письмо от 17.09.1976 г.). Какие мудрые слова! И как мало человеку нужно от жизни! Регина ухаживала за своим мужем до смерти (умер в 1984 г.), а затем и сама нашла вечный покой (в 1994 г.) рядом с ним на православном Вольском кладбище в Варшаве.