Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Безудержный «Голод к правде»

Уникальные исторические материалы — в фильме о Риа Клайман, канадской журналистке, которая правдиво описала геноцид украинцев 1932 — 1933 годов
19 мая, 2017 - 12:25

Вряд ли Риа Клайман была готова к тому, что увидит в украинских селах в 1932 году. И это невзирая на то, что журналистка работала в СССР четвертый год и знала реалии страны, даже ездила в «советскую Арктику», потому что хотела увидеть лагеря ГУЛАГа (поездом она доехала до Крайнего Севера России, даже видела рабочие бригады, но пройти внутрь не дали сотрудники ОГПУ). Итак, осенью 1932-го вместе с двумя американками Риа отправилась в автомобильное путешествие из Москвы через Харьков, Донбасс, Кубань и так — до Кавказа. Дети, которые едят траву, пустые дома, потому что владельцы умерли от голода или их отправили гнить в Сибирь как кулаков, крестьяне, просящие хлеба, — трудно было осознать, что такое происходит в стране, которую называли «житницей Европы». В Тбилиси путешествие прервали спецслужбы — Клайман выгнали из СССР как «буржуазную нарушительницу покоя».

До недавнего времени о Риа Клайман почти никто не знал — как на ее родине в Канаде, так и в других странах. Исключение — узкий круг исследователей, например, историк Ярс Балан. О Риа и ее работе рассказывает документальный фильм «Голод к правде», сделанный франко-американским режиссером и продюсером Андреем Ткачом (именно так он просит себя называть). Взяться за этот проект ему предложил Канадско-Украинский Фонд. К проекту приобщилось объединение #BABYLON’13 — с его командой Андрей работал, когда в 2014-ом готовил фильм «Поколение Майдана: год революции и войны».

Фильм не только о прошлом — Андрей переплетает историю Риа Клайман с рассказом о Сергее Глондаре, военном Вооруженных сил Украины, который более двух лет находится в плену «ДНР». Так показывает «преемственность» российской верхушки в стремлении уничтожить свободную Украину.

РИСУНОК НИКИТЫ ТИТОВА

«Голод к правде» показали в эфире телеканала «UA:Перший» 8 мая, в День памяти и примирения. Впрочем, после этого фильм еще доделывают и окончательную версию планируют представить в Киеве 21 мая (показ состоится в Украинском доме в 19.00). С Андреем Ткачом мы встречаемся утром — времени у него немного, потому что впереди робота с титрами и звуком. Однако мы успели поговорить и о невероятной истории Риа, и о пропаганде, и о поиске правды.

«РИА ИЗ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ ЗНАЛА, КАК РАБОТАЕТ СОВЕТСКАЯ СИСТЕМА»

Андрей, как вы узнали о Риа?

— Три года тому назад я делал документальный фильм «Поколение Майдана». На это обратил внимание Канадско-украинский фонд. Его представители рассказали, что у них есть проект фильма и предложили его воплотить. От них, а именно от историка Ярса Балана, который исследовал историю Риа Клайман, я и узнал о журналистке. Сначала сказал, что это не для меня. Нет достаточного количества информации о Риа — только статьи. Собственно, мне дали прочитать тексты Риа о «советской Арктике» и Голодоморе, кое-что — из нацистской Германии (там журналистка работала после высылки из СССР. — Авт.). Я увидел, что это интересно, что ее голос уникален. Она одна из первых иностранных репортеров поехала в ГУЛАГ — буквально несколько журналистов вообще писало об этом. Поэтому фактически я зарылся дома и в течение выходных написал сценарий фильма. Сценарий основан на словах Риа — почти весь текст взят из ее статей. В конечном итоге я взялся за эту историю.

Через месяц ушел на работе, в Университете Ага Хана, в кенийском Найроби, неоплачиваемый отпуск и приступил к работе. Мне помогал оператор из BABYLON’13 Сергей Стеценко, Владимир Тихий выполнял режиссерскую работу, когда меня не было в Украине. Денис Воронцов стал сопродюсером, а Роман Любый занимался редактированием фильма — они тоже из объединения BABYLON’13. В фильме звучат композиции Джамалы, групп ONUKA, «ДахаБраха» и Dakh Daughters — они согласились принять участие на очень некоммерческих условиях. А еще со мной работали художники Сергей Захаров и Алексей Терехов.

Статьи Риа печатали в Канаде и Британии — она писала для изданий The Toronto Telegram и London Daily Express. Почему со временем они забылись?

— Думаю, они просто затерялись в потоке информации. Ее голос был значительно слабее, чем, например, голос Уолтера Дюранти (в 1933 г. в статье для The New York Times отрицал голод в СССР. — Авт.), ассистенткой которого она, кстати, работала девять месяцев — сразу после того как приехала в Москву. Тогда о Советском Союзе в мире знали мало. Позиция Уолтера Дюранти заключалась в том, что в СССР были проблемы, но в целом система работала. К этому мнению прислушивались. И вот Риа, когда ее уже выгнали из Союза, написала два десятка статей о Голодоморе. Эти материалы напечатали, уверен, что люди прочитали их, но они затерялись в общем потоке истории. К тому же вскоре началась Вторая мировая война, был Холокост.

РИА КЛАЙМАН. ФОТО ИЗ ГАЗЕТЫ THE TORONTO TELEGRAM ЗА 20 СЕНТЯБРЯ 1932 ГОДА. В ТЕКСТЕ ПОД СНИМКОМ РАССКАЗЫВАЕТСЯ О ВЫДВОРЕНИИ РИА ИЗ СОВЕТСКОГО СОЮЗА «КРАСНЫМИ» ДИКТАТОРАМИ ЗА ТО, ЧТО ОНА ПРАВДИВО ОПИСАЛА ЖИЗНЬ НА СЕВЕРЕ РОССИИ И ТО, КАК ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ БОРЮТСЯ ТАМ ЗА ВЫЖИВАНИЕ В ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА АНДРЕЕМ ТКАЧОМ

— Что вообще мотивировало Риа Клайман приехать в Советский Союз?

— Она приехала туда с искренней верой в идею коммунизма. Риа удивилась тому, что увидела и из-за этого быстро изменила точку зрения. Когда Клайман приехала в Москву, у нее не было средств и постоянной работы — она работала фрилансером, жила в коммуналке, выучила русский и хорошо знала реалии. Кстати, в фильме об этом не вспоминается, но причина, по которой она решила ехать в ГУЛАГ, — у нее был парень-россиянин, которого арестовали за валютные спекуляции и отправили в Сибирь. Поэтому Риа из первоисточников знала, как работает система. А обычно западные репортеры были как под колпаком — жили в дипломатических кварталах, имели переводчиков, работавших на КГБ.

«МЫ СТАРАЛИСЬ ВИЗУАЛЬНО ОЖИВИТЬ ПРОШЛОЕ»

В фильме показаны поразительные фото из «красного» и «серого» альбомов Александера Винербергера. Как вы на них «вышли»?

— Во время работы я контактировал с канадскими историками, поскольку во многих фильмах на эту тему смешивают истории о голоде 1921 — 1923 годов, Голодоморе 1932 — 1933 годов, голоде в Казахстане и других советских республиках. Так легко дискредитировать тему, как это делают российские историки, которые утверждают, что не было геноцида украинского народа. Поэтому канадские историки рассказали об источниках реальных фото Голодомора 1932 — 1933 годов и связали меня с научными работниками из Украины, в частности с Людмилой Гриневич, директором Украинского научно-исследовательского и образовательного центра изучения Голодомора.

Часть фотографий Александера Винербергера есть в онлайн-доступе Национального музея «Мемориал жертв Голодомора» (снимки этого австрийского инженера являются единственными фотосвидетельствами об этой трагедии в Харькове. — Авт.). Но там они в низком качестве, недостаточном для фильма, где фото как бы движутся. Поэтому нужно было найти оригиналы. Думаю, это стало наиболее интересной частью моего исследования.

Альбомы расположены в двух местах. Об одном знают все — это Архив Венской епархии, где хранится «серый» альбом. Я связался с работника архива и получил сканы снимков в хорошем качестве. Также архивный работник рассказал, что в Лондоне живут некоторые члены семьи Винербергера, в частности его правнучка Самара Пирс. Я написал ей электронное письмо, она ответила и вообще оказалась любезной. Самара рассказала, что у нее есть еще один альбом — «красный», а ее бабушка имеет негативы. Кроме того, сохранилась камера Leica, которой делались снимки. Фотографии из «красного» альбома никому ранее не показывали. Когда я поведал об этом канадским историкам, они сказали, что это невероятно. Ведь были слухи, что существуют другие материалы Винербергера, но никто, кроме его правнучки, их не видел. Как и важные комментарии Александера к снимкам.

Между прочим, Алексей Терехов, белорусский медиа-художник, который живет в Канаде, провел удивительную работу: он создал анимационную графику, 3D-зображення фотографий. В этой истории мы старались визуально оживить прошлое, потому это важно.

«КОНФЛИКТ ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ АБСТРАКТНЫМ»

— Почему, чтобы показать нынешнюю российскую агрессию против Украины вы избрали именно историю Сергея Глондаря?

— Сразу сказал в Канадско-украинском фонде, что история о Голодоморе меня заинтересовала, но я хочу делать фильм со ссылкой на нынешние реалии, потому что это взаимосвязанные вещи. Если ты делаешь документальный фильм только о событиях прошлого, это снижает интерес людей. Они думают, что это случилось сто лет тому назад и не играет важной роли сегодня.

Я искал историю, показывающую нынешний конфликт и цену, которую платят люди, пытаясь его прекратить. Ведь этот конфликт с Россией, по сути, является непрерывным в течение многих лет. История Сергея Глондаря поражает. Он попал в плен под Дебальцево 15 февраля 2015 года, на следующий день после провозглашения перемирия, так называемого «Минска-2». И еще он никогда не видел свою младшую дочку. Все это показывает, как люди страдают от российской агрессии против Украины. Этот конфликт перестает быть абстрактным.

Канадцы говорили, что если я хочу показать в фильме также современность, стоит взять историю другого журналиста, чтобы были параллели. Но стала бы эта история настолько эмоциональной? Были ли бы показаны страдания людей из-за агрессии на Донбассе? Это и стало основной причиной, по которой я выбрал для фильма именно историю Сергея.

Кстати, рисунки к истории Сергея Глондаря создал художник Сергей Захаров, который сам был в плену «ДНР». Он пережил почти то же. Вообще Сергей был героем фильма «Поколение Майдана», и с того времени я поддерживаю с ним связь.

«ДЕМАГОГИ УБЕЖДАЮТ, ЧТО ОБЪЕКТИВНОЙ ПРАВДЫ НЕ СУЩЕСТВУЕТ. НО ЭТИ ЛЮДИ САМИ СОЗДАЮТ ФИКЦИИ»

Также в фильме показаны параллели между тем, как работала российская пропаганда в 1930-х и как она действует в настоящий момент.

— Когда общался для фильма с историком Энн Эплбаум, она заметила, что в 1930-х состоялась революция в медиа, основанная на появлении радио. И распространение сталинизма и нацизма связано с использованием этого нового на то время медиа. Сегодня то, что выполняет функцию радио в 1930-х, — интернет, где временами создается альтернативная реальность.

В настоящее время Россия использует информацию как оружие против Украины. Поэтому события 1930-х годов связаны с военной агрессией сегодня. Вопрос, существует ли абсолютная правда, — главный в фильме.

Когда противостоять этой пропаганде было сложнее: в прошлом веке или сегодня?

— В советские времена человека могли убить просто за попытку сделать фотографию. Николай Бокань, о котором рассказывается в фильме, умер в ссылке именно из-за этого. Но в каком-то смысле противостоять дезинформации сложнее сегодня, потому что в интернете создаются сообщества, которые как будто существуют в отдельных пространствах. Если сегодня поехать в Россию и представить все доказательства агрессии этой страны, там скажут, что это просто украинская пропаганда. Это сложная проблема, которую еще будут решать следующие поколения.

Андрей, вы сами раньше работали журналистом. Что вы понимаете под объективной правдой?

— Каждый имеет собственный взгляд на то, что происходит в мире. Но нужно верить объективным фактам, иначе каждый будет жить в собственном «пузыре». Нет другого способа противостоять диктатуре, чем отыскать объективные факты и верить им.

Сегодня демагоги пытаются убедить, что объективной правды не существует, что правда каждого одинаково ценная. Проблема в том, что эти люди сами создают фикции. Они обслуживают политические проекты, создают собственные реальности. Это можно увидеть и в США, и в европейских странах, и в России. Это сложный вызов для журналистов, для общества в целом.

— Важно, чтобы у журналиста был «голод к правде», но что делать, если объективные факты не интересны аудитории?

— Людям интересна, во-первых, хорошая история. И задача журналиста — рассказать правдивую историю интересно. Я боюсь утомить аудиторию и проникаюсь тем, чтобы факты были достоверными. Это вызов — заинтересовать аудиторию и остаться правдивым. И еще — повод для большой дискуссии среди тех, кто создает документальные фильмы.

Мария ПРОКОПЕНКО, фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ