Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Экспонаты в огне

На что должны обратить внимание музейные заведения после пожара в пироговском скансене?
8 июня, 2017 - 11:42
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

У Национального музея народной архитектуры и быта Украины очередная потеря — от загорелась уникальная хата, отражающая быт Лемковщины и Бойковщины. Пожар возник во время киносъемки. Как сообщает Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, причина возгорания сейчас устанавливается. Вероятно, это произошло из-за воспламенение осветительной техники съемочной группы.

«На экспозиции «Карпаты» во время съемок телевизионного сериала «Країна У» в результате неосторожного обращения съемочной группы с приборами светотехники произошло воспламенение утвари одноэтажного деревянного дома (конца XIX — начала ХХ века), пламя быстро распространилось на соломенную крышу, — объясняет администрация музея на своем сайте. — Комиссия музея проводит предварительные следственные действия, а также разрабатывает план конкретных мер, направленных на ликвидацию последствий пожара. Уже начались работы по восстановлению поврежденного здания».

Киносъемочная группа обещает со своей стороны помочь с восстановлением уникального экспоната. К сожалению, уже не впервые в музее под открытым небом хаты оказываются в огне. Общественные активисты, заботящиеся о судьбе музея-скансена, считают, что частые пожары — это спланированная тактика тех, кто посягает на музейную территорию. Но несмотря на это, заведение должно оберегать экспонаты, а разрешая съемки или другие мероприятия, усиливать технику безопасности. Почему существующие инструкции не работают и как уберечь другие музеи от несчастных случаев, «День» выяснял вместе с экспертами.

СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ДАЕТ СБОЙ

Председатель Всеукраинской ассоциации музеев Сергей Кролевец вспоминает, как в свое время работал в пироговском музее под открытым небом, тогда там действовало отдельное пожарное подразделение, работали все время две пожарные машины, постоянно проводилась антипожарная обработка экспонатов. Поскольку сейчас на все это недостает средств, есть неутешительные последствия.

«На эту ситуацию нужно обращать внимание всему обществу, — добавляет Сергей Кролевец. — И нужно искать не виновных, а строить другую систему отношений в музее. Разве нельзя поставить видеонаблюдение за всеми объектами или противопожарную сигнализацию? Вопросы техники безопасности очень деликатны, они не могут быть одинаковы для всех типов музеев, потому что есть музеи уязвимые, а есть более стойкие. Музей в Пирого чрезвычайно уязвим к огню, поскольку он деревянный, то есть заведомо сделан из материалов, которые быстро горят. И тут вопрос не в том, кто персонально за это отвечает, а в том, что существующая система не защищает музей. То есть что-то в музее работает неправильно, сложившаяся там система дает сбой, пожары часто случаются, были обвинения в поджогах, и это имело политическую окраску. Но из года в год несколько экспонатов сгорает. Это объекты, аналогов которым больше нет. Вот эта лемковская хата утрачена навсегда».

НЕОПРАВДАННЫЕ РИСКИ

По мнению члена Украинского общества охраны памятников истории и культуры Николая Пархоменко, вина в трагедии в Пирогово лежит не только на дирекции, которая согласовывала киносъемки в уникальном экспонате, но и на Министерстве культуры, которое не хочет брать на себя ответственность за подобные ситуации.

«У общественности было много нареканий к дирекции музея в Пирогово, но Министерство культуры, внедрив конкурсную систему отбора руководителей заведений культуры, просто самоустранилось от ответственности, приходят люди, которые не способны обеспечить работу музейного заведения, — считает Николай Пархоменко. — Во многих музеях директора не соответствую занимаемой должности. За подобные нарушения их можно было бы уволить, но Минкультуры этого не делает, ссылаясь на конкурсный отбор. В этом музее должны быть особенные меры безопасности, а также другое финансирование. Последние 20 лет практически не было денег на реставрацию из бюджета, музей имеет те средства, которые сам заработает, и конечно, музей старается заработать какую-то копейку за счет предоставления объектов в аренду, проведения массовых мероприятий. Но снимать в экспонатах игровые или даже документальные сюжеты — опасно и неоправданно. Скажем, такое заведение, как Национальный Киево-Печерский заповедник, хорошо обеспечено, поскольку это центральный культурный центр. Минкультуры нужно обращать внимание на эти вещи и отдавать предпочтение тем объектам, которые в первую очередь нуждаются в финансировании».

«МУЗЕЙ НУЖДАЕТСЯ В ЛЮДЯХ»

Музеям, которые работают в закрытых помещениях, намного легче контролировать свою работу и придерживаться правил безопасности. Скажем, тот же музей-скансен имеет большое фондохранилище в помещении, где работает Украинское общество по охране памятников истории и культуры (улица Лаврская, 9, корпус 19). По словам Николая Пархоменко, это одно из самых современных фондохранилищ в Украине. Но не имеет значения, есть ли крыша над музеем, какие мероприятия в нем проводятся, как далеко он расположен от пожарных частей, это все не спасает, если имеет место халатность и недобросовестное выполнение своих обязанностей.

Например, в Европе свадьбы или киносъемки в помещении музея никого не удивляют, это распространенная практика и почти норма музейной жизни. Как рассказала член ICOMOS (Международного совета по охране достопримечательностей и исторических мест) и координационного совета общественной организации «Общество Андреевского спуска» Ольга Рутковская, Музей прикладного искусства в Будапеште тоже зарабатывает на жизнь, сдавая помещение в аренду под киносъемки или разные торжественные события, в этом не видят ничего противоправного.

«Дом искусств в Мюнхене по ночам проводит пивные пати, это стоит безумных средств, и люди посещают этот паб. Сегодня музей не может быть храмом искусства, на который можно только молиться, музей нуждается в людях, чтобы люди шли на выставку, необходимо их туда привлечь, — добавляет пани Ольга. — Разумеется, таким событиям предшествуют серьезные меры по безопасности и ответственности. Когда даже наше сообщество организовывает какой-то митинг или пикет, всегда пишем заявления, в которых указываем ответственные лица за безопасность, за благоустройство и тому подобное».

Пожар в Пирогово — как маячок для директоров всех музейных заведений, чтобы проверить собственную пожарную службу, сигнализацию и охрану. Эксперты советуют музеям найти ресурсы и провести обучение на случай чрезвычайных ситуаций. Когда-то такие семинары проходили в Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара», но организатором было не Министерство культуры, а дирекция музейного заведения.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ