Офицеры Службы внешней разведки и ГРУ Российской Федерации совместно с сотрудниками Посольства РФ в Македонии пытались влиять на внутреннюю политику балканских стран, чтобы не допустить их вступления в НАТО и продвигать интересы РФ. Об этом идет речь в отчете глобальной сети журналистов-расследователей OCCRP (The Organized Crime and Corruption Reporting Project). Расследование базируется на данных контрразведки Македонии, которые были собраны во время прослушивания телефонных переговоров, внешнего наблюдения и сбора данных от источников.
В материалах отмечается, что Македония в течение последних 9 лет находится «под влиянием самой сильной и разрушительной пропаганды, а также деятельности разведывательных служб, которая осуществляется через посольство РФ». По данным авторов исследования, Россия использует методы «мягкой силы» как часть стратегии изолирования Балкан от влияния Запада. Отмечается, что представители РФ пытались повлиять на редакционную политику, в частности предлагали деньги македонским СМИ для распространения российской точки зрения. В материалах расследования, кроме всех других участников операций по продвижению интересов РФ на Балканах, упоминаются имена корреспондентов российского агентства ТАСС как агентов российских спецслужб.
В действительности в этих сведениях о «журналистах под прикрытием» нет ничего принципиально нового. Сотрудники ТАСС (это аббревиатура бывшего названия «Телеграфное агентство Советского Союза») во времена СССР нередко работали не только как репортеры, но и как разведчики. Вот, например, недавно «Бульвар Гордона» напечатал интервью с американским финансовым аналитиком Юрием Швецом. Как пишет издание, Юрий Швец — бывший офицер Первого главного управления КГБ СССР, выпускник Института внешней разведки имени Андропова — в 1980-х, в разгар холодной войны, работал в США разведчиком (собирал и анализировал информацию о возможном ядерном ударе Америки по СССР)... под прикрытием корреспондента ТАСС.
В открытых источниках — в той же Википедии — можно найти еще много сведений о фактах совместительства двух ипостасей — разведчика и журналиста — во время работы корреспондентов советских СМИ за рубежом. Новости из Македонии говорят о том, что эти времена вернулись — или о том, что те времена для Москвы никогда и не проходили.
Как в таких условиях быть с применением стандартов журналистики и со свободой слова, непонятно. Теперь эта сложная тема не является предметом обсуждения в журналистских и правозащитных кругах. И зря. Потому что в ситуации, когда часть российских журналистов действительно являются шпионами или агентами влияния, очень странно наблюдать борьбу за их права. Заданием защитников свободной прессы должно было бы стать движение за очищение СМИ от сотрудников спецслужб с удостоверениями журналистов. К сожалению, этого мы не наблюдаем.
Другая ужасная ситуация, правда, не с замаскированным, а 100% фейковым «журналистом», состоялась уже не на Балканах, а в Украине. Шокирующими оказались подробности покушения на известных бойцов АТО Амину Окуеву и Адама Осмаева: киллер выдавал себя за... французского журналиста!
1 июня доброволец батальона «Киев-2» Амина Окуева вместе с мужем, командиром добровольческого батальона им. Джохара Дудаева Адамом Осмаевым, приехала на интервью к якобы журналисту французского издания «Лэ Монд» Алексу Вернеру. Когда они договаривались о встрече, «корреспондент» сослался на известного Амине журналиста из столичного канала, то есть вошел в доверие... Но во время «интервью» «Вернер» достал «Глок» и выстрелил в Осмаева. В ответ Амина открыла огонь из наградного пистолета...
Эта история хорошо известна. Она ужасна по многим причинам. Но замысел киллера — сделать вид, что ты журналист, для того, чтобы войти в доверие и убить человека — это отдельный ужас.
Истории о журналистах-агентах спецслужб, о псевдожурналисте-киллере, к сожалению, в итоге снижает доверие к журналистскому удостоверению. И с этим нужно что-то делать.
Хотелось бы, чтобы защитники свободы слова начали, наконец, различать настоящих журналистов от «волков» в журналистских шкурах; чтобы спецслужбы научились отделять «оборотней» в погонах и без от настоящих журналистов. Это необходимо для сохранения той же, настоящей журналистики — без примеси шпионажа, агентурной работы или выполнения заданий под прикрытием.