В малых городах Украины сейчас проживает более 50% населения. Но разница в коммунальных и социальных стандартах между областными центрами, городами областного значения и районами остается колоссальной. В значительной степени эта ситуация была определена бывшей политикой Советского Союза, которая сформировала зависимость экономики малого города от деятельности предприятий, действующих на его территории. И когда большинство заводов и фабрик закрылись или обанкротились, перед громадами возник вопрос разработки собственной стратегии развития — в новых условиях. Прошло более 20 лет, прежде чем громады малых городов поняли, что несмотря на низкий уровень социально-экономического развития, иногда даже — депрессивное состояние, они историческое и культурное наследие, которое является колоссальным ресурсом для развития. Как благодаря культурным проектам можно развивать города и села, поднимать экономику и улучшать инфраструктуру, рассказывали новым «агентам перемен» объединенных территориальных громад украинские и зарубежные эксперты. В качестве примера взяли первый международный оперный фестиваль OPERAFEST-TULCHYN, который 4-5 июня собрал в Тульчине около 10000 посетителей и стал своеобразным культурно-экономическим прорывом года.
«ОБЩЕСТВО ЧУВСТВУЕТ ПОТРЕБНОСТЬ В НОВОЙ ФОРМЕ КУЛЬТУРНОГО ОТДЫХА»
Идея «качнуть» Тульчин, чтобы найти инвестора для реставрации дворца Потоцких и возродить туристический потенциал города, базировалась на опыте немецкого города Райнсберг, где много лет проходит openair-фестиваль в Райнсбергском дворце. В 90-х годах, после падения Берлинской стены и окончательной демилитаризации городов бывшей ГДР, в Райнсберге была стопроцентная безработица и более 10000000 евро долгов. Именно оперный фестиваль помог городу не просто ожить, а прийти к процветанию. За 10 лет проведения фестиваля в городе было построено 16 гостиниц и более 18 ресторанов. За год 8000 жителей обслуживают 500 000 официально зарегистрированных туристов. А благодаря обретенным авторитету и популярности мэрии удалось получить средства на реконструкцию дворца.
«Этот опыт мы надеемся использовать на Виннитчине, тем более, что Тульчин имеет богатейший туристический потенциал. С ним связаны имена таких известных художников и исторических личностей, как Николай Леонтович и Кирилл Стеценко, Иван Котляревский и Павел Тычина, а также знаменитого полководца Александра Суворова и декабристов, — рассказывает арт-директор фестиваля OPERAFEST-TULCHYN Ирина Френкель. — Через несколько недель после того, как мы запустили в социальные сети проморолик о фестивале, он набрал более миллиона просмотров, причем как в Украине, так и за ее пределами. Это свидетельствует о том, что общество испытывает потребность в новой форме культурного отдыха. Чтобы привлечь как можно больше зрителей, мы создали микс культур — классической и молодежной. Определили, что любит молодежь — открытый воздух, возможность ночевать в палатках, разработали несколько туристических маршрутов. Также объединили художников, работающих в визуальном жанре — это визуальные объекты, которые помогли превратить руины дворца в творческие локации. И в первый день фестиваля Тульчин пережил наплыв туристов. В городе впервые за всю его историю возникали пробки. Это означает, что благодаря этому событию на культурной карте Украины появился новый город с новым культурным событием, которое будет влиять на формирование инфраструктуры и развитие гостинично-ресторанного бизнеса».
«ТУЛЬЧИН ПОЛУЧИЛ ТОЛЧОК ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Проведение фестиваля стало для Тульчин испытанием в хорошем смысле этого слова. Горожане пережили некоторый культурный шок, так как большая культура пришла в провинцию. Среди зрителей оперного фестиваля были и такие, которые никогда в жизни не слушали оперу и не знают ни одного оперного певца. Событие заставило «почесаться» и чиновников. За два месяца подготовки к фестивалю дворец Потоцких наконец получил наружное освещение, в центре Тульчина отремонтировали улицы и тротуары, разместили туристические указатели, а владельцы кафе и ресторанов даже разработали оперное меню.
«В подготовке к фестивалю были задействованы тысячи жителей громады. Все вместе мы за короткий срок сделали то, что не сделали за годы, — говорит председатель Тульчинской ОТГ Валерий ВЕСНЯНЫЙ. — История подарила Тульчину уникальный дворец, который мы должны использовать максимально для развития нашего общества — и в культурном, и в экономическом планах. Организацией фестиваля занималась областная власть. Мы же наводили порядок в городе. Сейчас в городе насчитывается около 120 комфортабельных мест в гостиницах и мотелях. Тульчин получил толчок для туристического развития, и теперь главное — не потерять его».
ТРЕНД — МИКРОРАЗВИТИЕ
Проведение широкомасштабных, международных, общеукраинских событий в небольшом городке — это пример, который надо развить в масштабах страны, убежден старший эксперт проекта Assosiation4U по вопросам секторальной политики, консультант по вопросам оценки регуляторного влияния и стимулирования рынков Ярослав ПЕТРАКОВ.
«Вопрос не в том, что государство может сделать для нас, а в том, что мы можем сделать сами для себя, для своих громад. И, исходя из этого формата, очень важно понимать, каковы сейчас общемировые тренды развития, поскольку сейчас мир развивается не через развитие стран, а благодаря деятельности каждой отдельной громады. Это некое микроразвитие. И уникальность ОТГ в том, что они конкурентоспособны и имеют ресурсы, которые можно монетизировать, — объясняет Ярослав Петраков. — Надо научиться использовать культуру как ресурс, а идею или события — как возможность заработать деньги. Но следует помнить, что культура — это не конец, это только начало для развития. Первоисточником являются не деньги или инфраструктура, первоисточником являются люди. Если у них есть «искра» и готовность работать ради общества, то надо направлять их на проектную деятельность. Но сейчас нам нужна не только форма, но и новое содержание. Мало построить отель «Хилтон» в малом городе, туристы ради него не приедут, а если провести культурное событие, то номера будут заселены. Инновация для развития малых городов — это создание дополнительных возможностей. А культурный или исторический ресурс есть в каждом украинском городе. Нам с этим повезло».
«ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕОЖИДАННЫЕ СОЧЕТАНИЯ НЕСОВМЕСТИМЫХ ВЕЩЕЙ»
Директор института культурного менеджмента из Берлина Патрик ФЬОЛЬ говорит, что когда сопоставляешь немецкие и украинские проекты в сфере культуры — будто ничего общего не видишь, но это не совсем так. В качестве доказательства приводит пример проект «План Z», который состоялся в Жмеринке, подобный много лет назад провели в Нойруппине (Германия). Эффект от проекта для обоих городов был положительным.
«Мы убедили мэра Жмеринки в целесообразности развивать все локации, которые есть в городе, даже заброшенные дома. И этот неформат придал городу особенности и привлек туристов. Люди начали по-другому говорить о Жмеринке. Теперь это не просто железнодорожная станция, а город со своей фишкой. Подобная история была и в Нойруппине, который сумел использовать прирост туристов для развития общества. Удастся ли закрепить успех Жмеринке и Тульчину, который стал популярным благодаря оперному фестивалю, покажет время, но уже сейчас можно сказать, что это прорыв, — говорит Патрик Фьоль. — Для успешного проекта не нужно изобретать велосипед. Я приводил также пример на форуме, как одна женщина переехала из большого города в деревню и купила там ферму. А потом при поддержке местных жителей начала организовывать там оперный фестиваль. И эта неординарность всколыхнула всех, в село потянулись туристы отовсюду. Украинцы пока не понимают, как можно решить проблемы своих городов благодаря современному искусству. Советую использовать неожиданное сочетание несовместимых вещей, что позволяет создать связь между искусством и другими сферами жизни. Но культурное развитие громад будет полезным только тогда, когда оно будет сосредоточено на развитии громады, а не на туриста. И об этом следует помнить».
«НУЖНО ЗАПОЛНЯТЬ ПРОСТРАНСТВО КАЧЕСТВЕННЫМ ОПЫТОМ»
Представители каждой объединенной территориальной громады на протяжении форума не только слушали и записывали советы и идеи, но и работали над формированием списка культурных событий в своих громадах, которые, по их мнению, станут локомотивом развития города. Председатель Барской объединенной территориальной громады Артур ЦИЦЮРСКИЙ, кстати, давний читатель газеты «День», говорит, что барчане будут делать акцент на истории, так как это беспроигрышный вариант.
«Мы сейчас в поиске, определяемся, как надо развиваться. Барчанам есть чем гордиться — город имеет богатейшую историю. В следующем году мы будем отмечать 250 годовщину восстания Барской конфедерации. А этой осенью в Бар планируем пригласить главного редактора газеты «День» Ларису Ившину, чтобы она поделились своим мнением со студентами и школьниками, — рассказывает Артур Цицюрский. — На форуме мне понравилось больше всего, что эксперты не только хвастались своим опытом, но и рассказывали об ошибках. Нужно заполнять пространство качественным опытом. К сожалению, собственного мы не имеем, он утерян или исковеркан. Поэтому сейчас мы работаем над тем, чтобы создать стратегию развития общества. Проект разрабатывается как пилотный на уровне Министерства регионального развития. Также изготавливаем Генеральный план города, историко-архитектурный, и все это проводится параллельно. И рано или поздно эти пазлы начнут складываться в единую дорожную карту развития общества. Главное — не останавливаться, ни на секундочку».