Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Энергия оптимизма и света

О «Мамае, который не отпускает», Виктора Цапко
16 июня, 2017 - 12:32
ВИКТОР ЦАПКО ВОЗЛЕ СОБСТВЕННОЙ КАРТИНЫ «КОБЗАРЬ» / ФОТО АВТОРА

Уникальный фестиваль в Украине, десять лет тому назад созданный под знаком Мамая в городе Каменском (до переименования — Днепродзержинск), со временем приобрел статус Всеукраинского историко-культурологического фестиваля «Мамай-fest». По традиции, на прежних землях войска Запорожского ежегодно встречаются ученые, художники, поэты и писатели, кинематографисты, музыканты из разных уголков страны, чтобы познакомить сообщество со своими исследованиями, новыми произведениями, поделиться мыслями и впечатлениями. В начале июня состоялось празднование юбилейного «Мамай-fest». Его основатель — директор Музея истории города, кандидат исторических наук Наталия Буланова отметила: «Открытие фестиваля совпало с важной для нас датой — 100-летием со дня предоставления Каменскому статуса города. Также городу возвращено историческое название, состоялась декоммунизация, и мы наконец получили маркеры украинской национальной идентичности. Об этом мы только мечтали, когда начинали фестиваль. Сейчас празднуем еще один юбилей — 100-летие УНР, Украинской революции, чему, собственно, посвящен «Мамай-fest». Эта тема является чрезвычайно актуальной, когда идет российско-украинская война, когда ежедневно гибнут люди, и нам нужен исторический опыт для того, чтобы Украина победила в этой страшной нечеловеческой войне».

Основу историко-культурологического фестиваля «Мамай-fest» обычно составляют выставки изобразительного искусства. В этом году их несколько. Например, отдельной экспозицией представлены оригиналы иллюстраций Олега Киналя к книгам В. Белинского «Князі Галицькі-Острозькі — будівничі держави». Это почти тридцать филигранно выполненных в современной интерпретации портретов князей. Широко представлено детское творчество на конкурсной выставке «Казак Мамай и его песня». Главное впечатление от нее — позитив, который создали дети с помощью красок и фантазии в раскрытии заявленной казацкой тематики. Сборная художественная выставка «Мамай: дух Степи и Воли» объединила свыше 80 произведений художников из Киева, Харькова, Тернополя, Днипра, Каменского, Винницы, Запорожья, Полтавы и других городов...

Энергией оптимизма и света наполнила одну из зал музея персональная выставка члена Национального союза художников Украины, живописца из Полтавской области Виктора Цапко. На ней представлены 24 полотна преимущественно большого формата с отображением реального мира через символы Мамая и пейзажи разных мест Украины, где художнику пришлось жить. Он родился в Херсонской области, рос на Хмельнитчине, где формировался как творческая личность. С отличием закончил Одесское художественное училище им. М.Б.Грекова, работал художником в Черкассах. Потом был петербургский 12-летний период. Виктор познакомился с известными мастерами, среди них — Феодосий Гуменюк, который для него и до сих пор остается отцом живописи. Когда готовились к выставке в Украинском доме (Киев), Феодосий Гуменюк посоветовал молодым художникам: «Ну, что вы, ребята, живописью никого не удивите в Украине. Вы нарисуйте каждый по Мамаю». И Виктор Цапко начал создавать композицию Мамая.

В 1992 году, еще до Киева, картина попала на днепропетровскую выставку «Пан Україна» и получила знак отличия. Мастер признался, что с тех пор Мамай его не отпускает. Сколько у его картин такого плана, он не считал, к тому же постоянно продолжает поиски новых воплощений народного героя. В этом году он написал картину «Мамай з Майдану». Художник сам был активистом Майдана во время Революции Достоинства. Этот образ созвучен символическому изображению Тараса Шевченко на картине «Кобзарь», которая хранится в фондах Музея истории Каменского и украсила обложку каталога, напечатанного к персональной выставке В. Цапко при поддержке городского совета. Это первый каталог в жизни художника, хотя на его счету две персональных выставки в Украине (Киев, Полтава) и пять — за рубежом (Канада, США), где он жил в течение восьми лет, попав туда по рекомендации Ф. Гуменюка как автор выставки. Там его художественная жизнь была плодотворной, но желание вернуться в Украину перевесило зарубежные перспективы, и в 2007 году мастер живописи вернулся на Родину. Поселился на Полтавщине в творческом городке художников. На нескольких полотнах, представленных на выставке, изображена эта местность и ее жители. Преобладают зимние пейзажи, озаренные солнечным светом. Энергия движения и тепла присутствует во всех картинах художника. Даже нерушимые скалы Карпат динамичны в пластике и гармоничном сочетании ярких цветов. Виктор Цапко принадлежит к той группе художников, которые от начала «Мамай-fest» до сих пор поддерживают и воплощают идею духовного развития Украины на территории творческого проекта Каменского... 

Нынешний фестиваль открыл много новых граней изучения украинского этноса в таких символах, как казак Мамай. Познание мира не имеет пределов. Как сказал на открытии выставки Василий Корчинский, сознание необходимо лелеять, взращивать, чтобы не было разрыва между поколениями, чтобы, опираясь на прошлое, создавать будущее. Такие процессы происходят в городе Каменском, где на фоне промышленных гигантов формируется и уже уверенно заявляет о себе украинский научно-творческий центр.

Мария СЛОБОДЯНИК, Каменское
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ