27—29 июня в Святогорске Донецкой области состоится III Донбасс Медиа Форум на тему: «Донбасс в медиа: от популизма к фактам». Как анонсируют организаторы, в рамках форума будут обсуждаться вопросы политического популизма в противопоставлении стандартам журналистики; будут говорить о способах повышения эффективности работы редакций медиа Донбасса (менеджмент, привлечение ресурсов, новые технологии, многообразие контента); будут дискутировать о конфликтно чувствительной журналистике во время войны. Донбасс Медиа Форум впервые прошел три года назад в Киеве, в прошлом году — в Мариуполе, а в этом — в Святогорске. Организаторами мероприятия, которое сконцентрировано на обсуждении главных проблем, с которыми сталкивается журналист, освещая жизнь Донбасса и войны, а также на глобальных проблемах информационного пространства, выступили Институт демократии им. Пилипа Орлика, Донецкий институт информации и Донецкий пресс-клуб. Участие в мероприятии — бесплатное. Ключевое требование к желающим — аргументировать важность для профессиональной работы полученных знаний и навыков по предложенным темам.
Накануне Форума «День» встретился с украинской журналисткой, медиаэкспертом, исполнительным директором Института демократии имени Пилипа Орлика Светланой Еременко, чтобы подробнее расспросить о задачах, которые ставят перед собой организаторы мероприятия, и поднять дискуссионную тему стандартов профессии во время войны.
— В этом году уже в третий раз пройдет Донбасс Медиа Форум. Каким будет главный месседж мероприятия украинским коллегам? Кто станет ключевыми спикерами?
— Да, первый Донбасс Медиа Форум прошел в 2015 году в Киеве, второй в прошлом году — в Мариуполе, а третий планируется в конце июня (27—29 июня. — Авт.) в живописном Святогорске Донецкой области.
Тема нынешнего форума «Донбасс в медиа: от популизма к фактам». Если точнее, то мы будем пытаться донести несколько месседжей. Во-первых, мы бы хотели, чтобы украинские журналисты и общество осознавали, что в Украине продолжается непровозглашенная война России против Украины. И граждане Украины нуждаются в объективной информации обо всех проблемах, с этим связанных. Во-вторых, сегодня журналистам приходится работать во времена постправды и популизма, когда главные ньюзмейкеры говорят ту «правду», которая им выгодна. Но, несмотря на это, медийщики должны оставаться объективными и ответственными перед обществом. Также мы еще раз хотим поднять проблему «языка вражды». Доказать журналистам и редакторам, что нельзя обобщать и обвинять всех донетчан и луганчан в сепаратистских настроениях и коллаборационизме. Потому что на оккупированных территориях остается много патриотов, которые ждут освобождения украинской армией. Нужно понимать, что, унижая и дискриминируя переселенцев, журналисты подыгрывают российской пропаганде.
Благодаря тренингам и мастер-классам во время Форума мы стремимся повысить профессиональный уровень журналистов, дать им новые знания, помочь овладеть новыми технологиями в распространении информации. В итоге надеемся повысить конкурентоспособность медиа, в первую очередь на освобожденных территориях Донецкой и Луганской областей, и улучшить качество контента.
Третий год мы сталкиваемся с тем, что зарубежные спикеры: эксперты и журналисты, которых приглашаем, не могут приехать, потому что в их организациях существует политика безопасности, которая запрещает ехать даже на подконтрольные Украине территории на востоке Украины. Поэтому мы очень благодарны тем, кто все же имеет мужество приехать. В этот раз в работе Форума примут участие Николя Эбнотер, руководитель проектов Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ (Вена, Австрия); Ета Джара, основатель сети Балканских журналистских расследований (BIRN), ведущая программы «Жизнь Косово» (Приштина, Косово); Габриэль Каприэлиен Кьюнин, программный менеджер организации Fondation Hirondelle (Швейцария); Анастасия Тейлор-Линд, фотожурналистка, сотрудничающая с National Geographic, the Newyorker, TIME, the Sunday Times Magazine, the Telegraphmagazine.
Мы в первую очередь хотим предоставить слово донецким и луганским журналистам, которые вынужденно стали переселенцами, но сохранили свои медиа и продолжают заниматься журналистикой, как то Андрей Дихтяренко, журналист Радио Свобода, Андрей Шаповалов, директор филиала ПАТ НСТУ «Луганская региональная дирекция». Интересно будет услышать Татьяну Якубович, журналистку радиопроекта Радио Свобода — «Донбасс. Реалии».
Также в дискуссиях примут участие Юрий Костюченко, исполнительный секретарь Комитета по системному анализу Президиума НАН Украины; Елена Садовник, проектный координатор Thomson Foundation. Евгений Глибовицкий, партнер консалтинговой компании «Pro.Mova»; Алексей Гарань, научный директор Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива, доктор исторических наук, профессор кафедры политологии НАУКМА и многие другие интересные личности.
Тренинги и мастер-классы проведут социальный психолог Олег Покальчук; медиаюрист Людмила Панкратова расскажет о защите авторских прав, медиаэксперт Института демократии им. Пилипа Орлика Наталья Стеблина объяснит, как придерживаться стандартов журналистики в условиях популизма, постправды и давления разных сторон; о новых digital-технологиях для редакций и как их применять расскажут Сергей Полежака и Алексей Фурман; известный журналист-расследователь Дмитрий Гнап поделится своим опытом. Одним словом, программа продуманная и очень насыщенная. Надеемся, что каждый найдет самое важное и интересное для себя.
— Некоторые медиа-эксперты противопоставляют ваше мероприятие Львовскому медиа-форуму как своеобразную альтернативу. Оно действительно возникло как альтернативное или это параллельные процессы?
— Ни в коем случае не надо противопоставлять. Многие журналисты, которые побывали на Львовском медиа-форуме, позже едут на Донбасс Медиа Форум. И утверждают, что им интересно, и они находят для себя важные вещи там и тут. Я бы сказала, что оба мероприятия дополняют друг друга. Просто нас, организаторов Донбасс Медиа Форума (Институт демократии им. Пилипа Орлика, Донецкий институт информации, Донецкий пресс-клуб. — Авт.), больше волнует освещение в СМИ проблем Донбасса, выживания СМИ на освобожденных территориях, информационная изоляция оккупированных территорий, психологическое состояние журналистов, ведь многие из них травмированы войной, потому что пропускают «через себя» то, о чем пишут, снимают. Также мы отмечаем, что необходимо называть вещи своими именами, но не унижая, не дискриминируя жителей оккупированных территорий и переселенцев. Очень важно, что на Донбасс Медиа Форум приезжают и поддерживающие Украину журналисты из оккупированных территорий.
Сейчас среди медиа-экспертов и журналистов все чаще звучат мнения, что стоило бы провести всеукраинский медиа-форум в Киеве и обсудить болезненные проблемы медиа-сообщества, которых собралось очень много за последние годы. Не в соцсетях, а в открытых дискуссиях. Думаю, это хорошая мысль.
— В этом году на форуме во Львове, несмотря на насыщенную программу, трудно было не заметить в известной степени его «оторванность» от реалий жизни украинской журналистики и страны в целом. Рабочие панели по темам «Как выжить культурным медиа: где брать темы и деньги?», «Документалистика, в которой нуждается мир» «Журналистика, которая меняет свою роль: оптимистичный взгляд в цифровую эру» были бы необходимы для дискуссий и мастер-классов украинским коллегам в мирное время. Но в стране, которая воюет, они кажутся по меньшей мере второстепенными. Почему, по вашему мнению, масштабные мероприятия такого уровня не всегда реагируют на вызов времени, и как на Донбасс Медиа Форуме избежать обратного процесса — тотальной зацикленности исключительно на теме войны и проблем востока?
— Из-за загруженности я не смогла побывать на Львовском медиа-форуме. Поэтому давать оценки считаю некорректным. Хотя, думаю, что темы, которые вы назвали, также актуальны и важны для обсуждения. Потому что, например, проблемы культуры у нас освещают очень плохо.
Думаю, «оторванность от реалий жизни» можно объяснить тем, что у нас так называемая гибридная война, которая продолжается в части Луганской и Донецкой областей. Другая часть Украины продолжает мирную жизнь. Конечно, это замечательно, главное, чтобы мы не забывали, что каждый день за наш мир и покой кто-то платит своей жизнью, здоровьем, счастьем семей. И это не сухие цифры военных отчетов, которые звучат с экрана, а чьи-то Жизни, чьи-то самые родные люди: сыновья, родители, братья.
Считаю, что нам удастся избежать зацикленности на проблемах Донбасса, так как мы поднимаем проблемы, характерные для всей украинской журналистики. Доказательством этому является и то, что Форумом интересуются медийщики со всей Украины и даже исследователи из Кембриджа Джон Розенбик (Jon Roozenbeek Universityof Cambridge) и Уильям Далтон (William Dalton) из Нью-Йоркского университета. Желающих так много, что мы не в состоянии принять всех, и нам придется отбирать кандидатуры на конкурсной основе.
ФОТО АЛИНЫ КОМАРОВОЙ
— Какой вообще, по вашему мнению, должна быть украинская журналистика во время войны?
— Правдивой, в первую очередь. Люди нуждаются в достоверной и сбалансированной информации. Особенно во время войны. Благодаря мониторингу региональных медиа, который проводит экспертная группа нашего Института демократии имени Пилипа Орлика в 8 регионах Украины, мы видим, что, к сожалению, не всегда журналисты распространяют объективную информацию. Некоторые медиа вообще замалчивают войну, проблемы ветеранов АТО, переселенцев. Другие, как газета Ахметова «Донецкие новости», поднимают проблемы, но не говорят, кто к этому привел. То есть не называют Россию оккупантом. Еще хуже, что некоторые медиа на четвертом году войны (!) проводят антиукраинскую редакционную политику, распространяют пророссийские месседжи. Как, например, одесский сайт «Таймер», житомирская газета «Эхо». Мы также наблюдаем, как некоторые украинские журналисты подыгрывают российской пропаганде, перепечатывая и распространяя фейки, например, о переселенцах. Некоторые представители медиа-сообщества затрагивают вопрос: что важнее, гражданская позиция и патриотизм или соблюдение стандартов? Я не вижу здесь противоречия. Как может журналист не быть патриотом своей страны, тем более когда идет война? По моему мнению, патриотизм журналиста как раз в том, чтобы объективно информировать общество обо всех событиях и процессах, которые происходят в стране.
— Манипуляции и мифологизованность проблем востока часто являются результатом недостатка правдивой информации. Достаточно ли, по вашему мнению, Украина, в частности инструментом МИП, работает над преодолением информационной блокады оккупированных территорий?
— Недостаточно! За три года Министерством информационной политики и другими институтами, которые отвечают за информационную безопасность, сделано очень мало. Восстановлена телевышка на горе Карачун, но сигнал так и не покрывает оккупированные территории. Зато российские каналы прекрасно работают не только на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, но и на освобожденных территориях, в «серой зоне», в Запорожской, Херсонской, Харьковской областях и даже в пограничных районах Черниговской и Сумской областей. Наихудшая ситуация в прифронтовых районах, где жители вообще не получают никакой информации из большой Украины. Три года люди находятся под мощным прессом российской пропаганды — это очень опасно! Даже абсолютно адекватные люди меняют свои взгляды. То, что должно было бы делать государство, выполняют независимые медиа: сайт «ОстроВ», Общественное телевидение и Общественное радио, сайт «Новости Донбасса» и Общественное телевидение Донбасса. На главных каналах страны по большей части идет военная хроника, но мы почти ничего не знаем о жизни людей на оккупированных и даже подконтрольных Украине территориях. Только единственное ток-шоу «Полилог» на «5 канале» серьезно поднимает проблемы переселенцев. Мы до сих пор не имеем мощного иновещания. За три года не научились работать на опережение, противодействуя в информационной войне. Об этом также будем говорить на Форуме.