«19 июня в Берлине совместно с литовскими друзьями, парламентариями будем продвигать план поддержки Украины (своеобразный план Маршалла)», — написала накануне у себя в «Фейсбуке» председатель комитета Верховной Рады по иностранным делам Анна Гопко. Еще три года тому назад, после Евромайдана и российской агрессии, в Украине уже высказывались по этому поводу. Шла речь о списании Украине со стороны Запада полностью или частично внешнего долга, а также предоставления существенной финансовой помощи. Однако на официальном уровне об этом фактически не говорили (по крайней мере, информации такой не было), дискуссии продолжались по большей части в экспертной среде. Сегодня, как видим, с подачи Анны Гопко эта тема может получить новое дыхание.
Конечно, «план Маршалла» реализовывался совсем в других исторических условиях. Это программа экономической помощи Европе (почти двадцати странам) со стороны США после Второй мировой войны. Кроме экономической помощи, она также была направлена на противодействие распространению влияния СССР и социалистических идей в странах Западной Европы. «Сначала нужно отметить, что «план Маршалла» реализовывался уже после Второй мировой войны, а не во время боевых действий, — комментирует «Дню» председатель Комитета экономистов Украины Андрей НОВАК. — Кроме того, «план Маршалла» предусматривает внешнее управление — как финансовое, так и административное. Я не думаю, что в Украине есть в настоящее время политические силы, которые готовы отдать управление страной внешним партнерам. То есть реальность такова, что сначала нужно закончить войну. Вряд ли найдутся те, кто захочет финансировать страну, которая находится в состоянии войны. Следовательно, сначала нужен план деоккупации Донбасса и Крыма, план прекращения войны, а уже после этого можно говорить о каких-то экономических планах».
РИСУНОК НИКИТЫ ТИТОВА
«Повторить подобное «плану Маршалла» невозможно, — также отмечает в комментарии «Дню» публицист, дипломат Юрий ЩЕРБАК. — «План Маршалла» был абсолютно уникальным проектом для разрушенной нацистской Германией Европы. Советский Союз отказался от этого проекта, в то время как Европа возобновила свой и научный, и технологический потенциалы. Американцы, страна которых развивалась во время Второй мировой войны, тогда в частности учили менеджеров из Европы».
Но сегодня совсем другие реалии, и говорить о «плане Маршалла», как это было в средине XX века, для Украины будет неправильно. Однако сама идея донорской помощи стране, которая остановила российскую агрессию и защищает Европу от продвижения Кремля на Запад, является верной. «Действительно, необходимо разрабатывать план международной помощи Украине, — говорит Юрий Щербак. — Но для этого Украина сама должна помочь себе — создать условия для инвестиций, прекратить грабить инвесторов, обеспечить справедливость в правоохранительных органах, судах и тому подобное. Если чиновник будет продолжать требовать с инвестора взятки, то ничего из таких планов не получится. Западные инвесторы просят — дайте нам нормальные правила игры. Поэтому я убежден, что Украине помощь нужна, но в правильном контексте и прежде всего — технологическая. При этом Украина сама должна определить приоритетные сферы и не делать из себя сырьевую страну. Кроме того, нужно развивать сферу новых вооружений по стандартам НАТО».
На сегодняшний день Украина уже тесно сотрудничает с Западом. Наконец заработали безвизовый режим и Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, налаживается тесное сотрудничество в военной сфере со странами НАТО, а вот относительно финансовой помощи, то она осуществляется в рамках кредитов (в основном от МВФ), которые Украине нужно будет возвращать. Конечно, своеобразной помощью можно считать санкции Запада против России (кстати, буквально вчера Совет ЕС продолжил до 23 июня следующего года санкции против оккупированного Крыма и Севастополя), но в данном случае идет речь не столько о помощи Украине, сколько об имидже и позиции самого Запада. Отсутствие конкретных шагов еще больше бы развязало руки Кремлю и показало бы слабость США и стран Евросоюза.
«Помощь Запада Украине может быть разной, — комментирует министр экономики Украины (1992 г.), глава Фонда государственного имущества (1997—1998 гг.), народный депутат II, V и VI созывов Владимир ЛАНОВЫЙ. — Но, если говорить о материальных средствах, то нужно понимать их направленность и возможность использовать. «План Маршалла» в свое время ставил цель возобновить объекты и системы жизнеобеспечения, которые были разрушены в странах Европы. Шла речь о заводах, дорогах, коммунальном хозяйстве и тому подобное. Даже зерно, уголь, руду США завозили в Европу в долг. Какой смысл может иметь подобный план для Украины? Это, прежде всего, возобновление разрушенных объектов. Все другие факторы, которые связаны с материальным обеспечением, по моему мнению, не нуждаются в таком плане. Нужны современные просчитанные проекты для соответствующих вливаний средств. И вопрос здесь не в сумме средств, а в том, как они должны использоваться. Мне кажется, что с нашей стороны пока еще это не осознано. Поэтому не стоит думать, что если поступят деньги, то сразу начнется возобновление. Нужна активная работа, а не пассивная, ожидая каких-то временных преференций».