Сегодня у меня на глазах в возрасте 38 лет умер один из самых колоритных персонажей кинематографа — Чужой, он же Ксеноморф, он же космический монстр — детище швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера. Умер для меня.
Франшизу «Чужих» я полюбил еще в детстве, и это при том, что впервые фильмы этой серии я посмотрел уже во взрослом возрасте, когда учился в университете. Влюбился в эту легенду кинематографа я тогда, когда хорошие фильмы украинцы смотрели только по ТВ. Я полюбил уже те короткие эпизоды, которые удавалось увидеть, пока родители поздно вечером не успевали меня маленького уложить спать. Вступительные титры открывали картину, а проницательный голос диктора «1+1» произносил название: «Чужой». Таинственность глубокого космоса, плавная стерильность космического корабля очаровывала. Это был фильм, который породил целую эпоху в кинематографе, а имя Ридли Скотта навсегда вписал в историю искусства.
«В космосе никто не услышит твой крик», — говорил слоган фильма. По-видимому, до сих пор никто не смог так коротко и метко выразить весь саспенс кинокартины. И к этой атмосфере ужаса, замкнутой в небольшом корабле посреди бездонной пустоты космоса, хочется возвращаться снова и снова. Именно поэтому фильм имел многочисленные продолжения, снятые другими именитыми и талантливыми режиссерами. Джеймс Кэмерон (тогда еще будущий режиссер «Титаника»), Дэвид Финчер (будущий режиссер «Бойцовского клуба»), Жан-Пьер Жоне (будущий режиссер «Амели») — все они приложили руку к продолжению истории Чужого. Их фильмы очень отличались друг от друга по стилю, но неизменными оставался жестокий космический убийца-ксеноморф и всегда мужественная героиня Сигурни Уивер. Последняя — отдельная тема для работ по истории кинематографа на тему «Влияние персонажа Элен Рипли на эволюцию образа женщин в фильмах».
В 2004-м и 2007+м вышло два недоразумения в виде кроссоверов «Чужого» и «Хищника», однако не думаю, что кто-то из фанатов франшизы воспринял эти попкорн-муви всерьез.
Но в 2012 году состоялось то, о чем сторонники космических ужасов могли только мечтать, долгими ночами всматриваясь в темную бездну неба. Ридли Скотт вернулся к чудовищу, которое сделало его имя мировым. Картина «Прометей» рассказывала предысторию событий, состоявшихся в оригинальном фильме в 1979 году.
Здесь уже 74-летний режиссер попробовал замахнуться на большее. В своем приквеле Скотт рассказал историю создания жизни на Земле величественной расой «Инженеров», открыл тайну возникновения ксеноморфа и начал размышление над конфликтом Творца и его творения. Человечество при этом выступило не только творением древних инопланетных «богов», но и творцом — уже искусственного разума. Роль последнего безукоризненно выполняет Майкл Фассбендер, который предстает в образе нарцистичного андроида-интеллектуала Дэвида, который существует за пределами морали. Именно он играет ключевую роль в этом треугольнике богов, их творений и продуктов уже их эволюции.
Казалось бы, Ридли Скотт дает большой кусок пищи для ума и фантазии. Режиссер создает целую киновселенную, которую можно развивать бесконечно, передавая эстафетную палочку для следующих поколений талантливых киномастеров. Так же, как это случилось со «Звездными войнами», где бесконечное количество персонажей, идей и метафор на нашу жизнь не имеют конца. Актерский состав «Прометея» также был невероятным: Нуми Рапас, которая сыграла «заменитель» сильного персонажа Сигурни Уивер, Гай Пирс в образе директора мощной корпорации «Вейланд», которая бредит вечной жизнью, прекрасная Шарлиз Терон, Идрис Эльба и многие другие. И, несмотря на критику за определенные «сюжетные пробелы», «Прометей» хотелось смотреть снова и снова. Автору удалось воспроизвести атмосферу ужаса, а также заставить ждать дальнейшего развития истории «Чужого».
И вот в 2017 году Ридли Скотт презентует продолжение легендарной франшизы в фильме «Чужой: Завещание». Фильм открывается сценой разговора Дэвида (Майкла Фассбендера) со своим творцом — Питером Вейландом (Гаем Пирсом). «Если боги создали людей, то кто создал богов?» — задает андроид вечный вопрос, на который не получает ответ. Достойное начало, но дальше возникает множество «но» в виде сюжетных штампов, самоповторов и невыразительных персонажей, созданных сценаристом для того, чтобы они так же невыразительно погибали. Вселенная «Чужого» замирает в фильме. Вместо того, чтобы более детально рассказать нам захватывающую сказку о таинственной расе «Инженеров», нам показывают обычный хоррор с кровавой расправой ксеноморфа над всем актерским составом картины. Да и само чудовище, которого в далеком 1979 году детально прорабатывала целая команда, чтобы одним его видом ужасать зрителей, в 2017 году выглядит как размытая фигура, которая все время прыгает во ржи (в прямом смысле слова). Вместо того классического саспенса и страха в далеком космосе, который зрители переживали вместе с персонажами, нам показывают кучку актеров «второго звена», которые криками и истерическим поведением пытаются изобразить, что им страшно, а их действия не поддаются никакой логике. Им не интересен тот инопланетный мир, в который они прилетели, они почти не задают вопросов о том, что происходит. Кажется, даже режиссеру и сценаристу было неинтересно, когда они создавали свое кино. Поэтому более двух часов экранного времени — по сути, скука, отсутствие логики и развития истории. В конце фильма ты понимаешь, что тебе показали не очередной акт эпической истории «Чужого», а обычное «попкорн муви». Правда, попкорн у зрителей заканчивается где-то на 30-й минуте фильма, поэтому все оставшееся время придется проводить очень скучно.
Ридли Скотт в очередном фильме о Чужом разрушил ту вселенную, которую создал. К счастью, у фанатов остается пять классических картин франшизы и надежда, что придет молодой режиссер, для которого важно развитие истории ксеноморфа, а не только заработок на фанатах пяти букв ALIEN на фоне безграничного космоса.
А пока прощай, Чужой. Rest In Peace.
P.S. В 2014 году умер художник — оригинальный создатель ксеноморфа Ганс Рудольф Гигер. Он так и не увидел, во что Ридли Скотт превратил их совместное детище.