Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Советовать. Поощрять. Предупреждать

Краткие заметки к истории бельгийской монархии
7 июля, 2017 - 12:17

Чтобы иметь богатое, увлекательное прошлое — вовсе не обязательно быть огромной по территории страной. Королевство Бельгия, небольшое по площади (30, 52 тыс. км, сопоставимо по размерам со средней областью Украины) — наглядный пример тому. Прежде чем стать полностью независимым государством в 1830 году (причем приглашенный тогда на престол первый король из Саксен-Кобург-Готской династии, властвующей и до сих пор, Леопольд I, был для бельгийцев реальным воплощением наконец завоеванного государственного суверенитета), эта страна прошла долгий и очень непростой, драматичный исторический путь.

Очертим предельно сжато его основные вехи: это: 1) кельтские племена (прежде всего бельги, которые, собственно, и дали название стране) — жилы на этих землях где-то в III—II в. до н. э. 2) Римское господство (сюда пришли в 54 г. до н. э. легионы Юлия Цезаря и в борьбе, «огнем и мечом», покорили бельгов; 3) властвование франков (после распада Римской империи в V в. н. э.). Причем показательно, что впоследствии одна часть страны на долгое время осталась под властью Франции, а другая вошла в состав Священной Римской империи (потом германизованной), которую основал Карл Великий в ІХ в. Между прочим, это разделение страны заметно и до сих пор: германизованная часть граждан на севере и западе Бельгии говорит на фламандском языке (очень близком к нидерландскому), в то время как на Юге и Востоке страны преобладает французский язык (в его своеобразном валлонском варианте). Есть и немецкоязычные бельгийцы. В современной Бельгии три языка являются государственными (фламандский, французский и немецкий).

Понятно, что в этих условиях, когда отношения между главными сообществами бельгийского государства, деликатно говоря, далеко не безоблачные (уже в нашем веке некоторые эксперты вообще спрашивали себя: выживет ли это государство как единое целое — противоречия сказывались!), именно институт конституционной монархии (она вошла в «конституционные» рамки лишь в ХХ в.) является гарантией и залогом самого существования Бельгии. Потому что как раз монархи (какими бы они ни были — мудрыми правителями или ограниченными стяжателями, храбрыми организаторами защиты Отечества от врагов или трусами — капитулянтами, искренними демократами или авторитарными правителями) были и сейчас остаются гарантией государственного единства, стабильности и порядка. Потому что королевскую власть уважают (пусть в неодинаковой степени) и валлоны, и фламандцы, и немецкоязычные (первых — около 36%, вторых — 60%, третьих — приблизительно 4%). К тому же все бельгийцы хорошо помнят, что путь к бельгийской независимости, олицетворением которой стала королевская институция, был поистине тернистым: до переломного 1830 года на этой земле существовала власть бургундцев (ХV в.), испанских Габсбургов (ХVI—XVIII в..; что это значило для страны? Читайте «Тиля Уленшпигеля»!), потом австрийских Габсбургов (до 1795 г.), Наполеона (до 1815 г.), голландского монарха Вильгельма (до 1830 г.).

Как мы уже отмечали, бельгийские короли были разными по своим качествам, чертам и потенциалу. Основатель Саксен-Кобург-Готской династии, первый король Леопольд (1831—1865; был, кстати, избран Национальным конгрессом) сформулировал основную миссию монархии следующим образом: «Советовать. Поощрять. Предупреждать». Впрочем, и он, и особенно его сын и преемник, Леопольд ІІ (взошел на трон в 1865—1909 гг.) довольно часто выходил за эти «узкие рамки». Вообще, о Леопольде Втором, личности незаурядной, в свое время известной во всей Европе, следует сказать хотя бы несколько слов. Как только не называли этого монарха при жизни! И «король-реформатор» (ввел всеобщее избирательное право для мужчин (!) — 1893 г.; закрепил права работников на создание профсоюзов, инициировал законы против детского труда и тому подобное). И «король-строитель» (построил множество дворцов, парков, музеев, общественных объектов), и «король-делок» (левые высказывались резче — «король-геноцид», и на то были основания: «гибридным» коммерчески военным способом Леопольд ІІ объявил своей частной собственностью колоссальную территорию в бассейне реки Конго — ныне это Демократическая Республика Конго — и начал эксплуатировать огромные природные богатства этих земель, имея фантастическую личную выгоду; при этом, по некоторым подсчетам, погибли до 8 миллионов конголезцев, о чем с гневом писали Артур Конан Дойль и Джозеф Конрад; лишь в 1908 г. фейковое «Свободное Государство Конго», по сути, персональное владение Леопольда ІІ, было ликвидировано и эти земли официально стали колонией Бельгийского государства).

Свой след в истории королевства оставили и Альберт I (правил в 1909—1934 гг.), который возглавил сопротивление немецким оккупантам во время Первой мировой войны (в Бельгии называют ее «Великой войной» из-за исключительного трагизма для страны и масштабов кровопролития; именно на этой земле немцами было впервые в 1915 г. применено ядовитое оружие — смертоносные газы), и (позорный след) король Леопольд ІІІ (в 1934—1951 гг.), который фактически капитулировал перед нацистскими захватчиками в 1940 г., а затем бежал из страны. Очень интересной фигурой был Бодуэн I (в 1951—1993 гг.), первый в полном смысле конституционный монарх страны (он подчеркнуто именовал себя: «король бельгийцев», а не «король Бельгии»). Именно при его правлении король, сохраняя формальные полномочия главы государства и Верховного Главнокомандующего, имевшего право подписать или не подписать любой закон, реально отдал всю власть правительству (когда однажды, в 1990 г., Бодуэн отказался подписать закон об абортах, то правительство... на один день объявило его недееспособным и за это время приняло закон на своем уровне, и он вступил в силу!). Впрочем, Бодуэн пользовался искренним уважением граждан. Его преемник, король Альберт ІІ (1993—2013), отрекся от власти по состоянию здоровья в июле 2013 г.; сейчас монархом является сын Альберта ІІ, король Филипп (с 21 июля 2013 г.), наследницей трона — кронпринцеса Елизавета-Мария-Тереза-Елена) ей сейчас 16 лет). 

* * * 

И наконец, не забывайте, что именно в Брюсселе, столице «маленькой» Бельгии, находятся высшие органы власти и Евросоюза, и НАТО. Вот вам и «небольшое королевство».

Продолжение темы:

Как «связать» времена-6

Король никогда не дает интервью

Ігор СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ