Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Биография диссидента

Вспомним лидера пражской бархатной революции Вацлава Гавела без идеализации
6 июня, 2012 - 11:45

В киевском издательстве «Темпора» издана биографическая книга чеха Даниэла Кайзера «Диссидент. Вацлав Гавел», посвященная одной из ключевых фигур центральноевропейской истории конца ХХ века, первому некоммунистическому президенту Чехословакии, а затем Чехии, одному из лидеров пражской Бархатной революции 1989 года, свергнувшей диктатуру.

Можно было ожидать, что биография такого человека будет написана торжественно и героически. Обычно так делаются жизнеописания выдающихся национальных деятелей у нас. Но чехи пошли по другому пути... Это, в конце концов, традиция и культуры, и литературы: их герои просто обязаны быть живыми людьми, в чем-то героями, в чем-то не совершенны. Они должны ошибаться, не всегда быть демонстративными моральными примерами. И в этом нашим западным родственникам иногда можно по-доброму позавидовать.

Поэтому в «Диссиденте» вы прочитаете не только о том, как Вацлав Гавел боролся с репрессивной машиной чехословацкой «народной демократии», но и, например, о его любовных треугольниках и четырехугольниках. Или о пристрастии к алкоголю и приключениях «под градусом»... Или как задержанный Гавел однажды подписал если и не настоящее отречение, то, по крайней мере, своеобразное покаяние и обещание больше не принимать участие в организованной правозащитной деятельности. Сразу следует сделать важное предостережение — это все вовсе не делает книгу «желтой». Такие эпизоды только придают определенный колорит и настроение в целом вполне серьезному и аналитическому тексту. Кайзер не идеализирует Гавела, не пытается написать с него икону, напротив — стремится быть информативным.

Информативность особенно важна для украинского издания по очень простой причине — хоть имя Вацлава Гавела в нашей стране звучит регулярно и с надлежащей долей почета, но сопровождается ли оно хоть какими-то конкретными фактами? Вот теперь мы наконец можем узнать о происхождении, семье Гавела, о его юности и молодости. Что важно — о литературной деятельности. Ведь обычно в украинских материалах только констатируется: Вацлав Гавел был драматургом. Даниэл Кайзер же описывает эстетику гавелового творчества, подчас пересказывает сюжеты главных пьес, изображает их сценическую судьбу. Драматургия, надо сказать, была не только основным творческим призванием Гавела (отнюдь не маловажной «игрушкой», предшествовавшей «главному» — политической карьере), но и опорой в правозащитной и политической активности, ведь его пьесы достигли на Западе достаточно большого успеха, а автор получил астрономические, по пражским меркам, гонорары и стал известным человеком, за которого постоянно заступались западные политики. Несомненно, это была решающая помощь, она позволяла оппозиционеру продолжать борьбу и оставаться на плаву.

Есть в «Диссиденте» и другие познавательные моменты — например, анализ политических взглядов Вацлава Гавела. Их можно в большей степени назвать левыми, а иногда Гавел в своих письменных размышлениях вдавался и в откровенные утопии, которые должны были ликвидировать главные социальные противоречия как в капиталистических странах, так и в восточном блоке. При всем этом в реальной, практической политике он был достаточно решительным, жестким и вовсе не мечтательным. Даниэл Кайзер детально рассказывает, как в момент, когда падение коммунистической диктатуры стало неминуемо, Гавел быстро и технично отодвигал других кандидатов на власть, которая уже сама падала в руки. Пришлось даже заставить коммунистов проводить не общенародные выборы нового президента, а выбирать в парламенте — в противном случае у Гавела были слишком слабые шансы. Интересный факт, не так ли?

И, конечно же, основную часть «Диссидента» Кайзер посвятил действительно самоотверженной борьбе Вацлава Гавела за права человека в тоталитарном государстве и за свободу творчества. Гавел был одним из основателей правозащитной организации «Хартия 77», непосредственным поводом к образованию которой стал арест рок-музыкантов из андеграундной роковой команды «The Plastic People of the Universe» (хотя сам диссидент, как говорит Кайзер, и не принадлежал к восторженным поклонникам их музыки). Он также активно передавал за границу информацию о нарушении прав чехословацких граждан, что как когда-то, так и теперь относится к основным способам ненасильственного сопротивления каждой диктатуре.

В этом смысле книга «Диссидент. Вацлав Гавел» не только познавательна, но и актуально поучительная для нашей страны (в порядке профилактики).

Олег КОЦАРЕВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ