На первый взгляд, простая (хотя и неприятная) история с отказом ирландского лоукоста зайти на украинский рынок обросла таким клубком заявлений, цифр, комментариев и взаимоисключающих фактов, что мы вынуждены выделить дополнительную площадь в газете, чтобы разъяснить некоторые, на наш взгляд, чрезвычайно важные вопросы. Один из них мы вынесли в подзаголовок.
Но сначала немного синхронизируем события последних дней. 10 июля генеральный директор аэропорта «Борисполь» Павел Рябикин созвал пресс-конференцию, на которой рассказал о невыгодных условиях контракта с Ryanair, сказал, что если такое подпишет, то аэродром ежегодно будет «влетать» (простите за каламбур) в 2 миллиарда гривен.
В тот же день министр транспорта и инфраструктуры Владимир Омелян на своей странице в социальной сети «Фейсбук» вылил «ведро помоев» на менеджера подведомственного ему предприятия, обвинив его в игре против государства в пользу интересов одного частного авиаперевозчика (МАУ отреагировали на «привет» от министра уже на следующий день официальным пресс-релизом, а позже — постом в «Фейсбуке» директора компании Арона Майберга). Омелян спрогнозировал, что разглашение Рябикиным условий конфиденциального контракта сорвет переговоры, и ирландский лоукост выйдет из соглашения.
Так, собственно, и случилось. Вечером в тот же день главный коммерческий директор Ryanair Дэвид О’Брайен озвучил решение: «Компания прекращает свой вход на украинский рынок». Причем самолетов ирландского лоукоста не будет не только в «Борисполе», которым руководят обнаглевшие «агенты» одного из олигархов, но и на Львовском аэродроме, менеджмент которого согласился на все прихоти инвестора. Ну, и традиционное «ведро помой» в этот раз полетело в сторону всего государства: Украина — незрелое и ненадежное для инвестиций такого авиагиганта, как Ryanair, место.
Так по уши в... скандале министр Омелян, гендиректор «Борисполя», ну и все мы — «жители незрелого места» — начали утро 11 июля. Социальная сеть «Фейсбук» и ленты новостей украинских СМИ пестрели заголовками со словосочетаниями «измена, Ryanair». Под вечер страсти понемногу начали стихать. Появились материалы, авторы которых пробовали разобраться в сути конфликта. Пытались показать, как странно выглядит такой огромный поток обвинений и ненависти к своему государству, на фоне безапелляционной любви к чужому бизнесу и к «халяве». Оказалось, что дирекция «Борисполя» не такие уж и «лохи», которые не хотят отдавать за даром землю под Киевом и законсервированные терминалы под обещания внезапно безумного роста пассажиропотока в непопулярные для Украины направления. Ведь летать лоукост из Киева собирался в Британию, на которую наш безвиз не действует, и в безумно дорогие для украинского кармана — Стокгольм и Эйндховен... Дальше выяснилось, что Ryanair, хотя и с крыльями, но далеко не ангел, и такую тактику шантажа в ведении переговоров ирландцы вели практически всюду, где работают. «На моей памяти ирландский лоукост ушел из целого ряда аэродромов. В одном случае авиакомпания не хотела платить новый экологический налог. В другом — ее не устраивали договоренности, которые казались убыточными для самих аэропортов. В третьем — авиакомпания не соглашалась с требованиями к собственному персоналу трудового законодательства стран, в которые летала...» — написал в статье «Бусы и аборигены» Виталий ПОРТНИКОВ.
В «Дне» 12 июля вышел материал «Полетали?», в котором мы попробовали комплексно показать конфликт и его причину — потребность украинцев в доступном транспортном сообщении с миром. Обратились к экспертам и, конечно, к обеим сторонам истории — в аэропорт «Борисполь» и Министерство инфраструктуры. В МИУ нам объяснили, что не понимают, откуда гендиректор взял информацию о таких безумных убытках, сказали, что выбрали «Борисполь», потому что он — государственный и имеет два «пустующих» терминала, на обслуживание которых государство тратит ежегодно 250 миллионов гривен (детально комментарий пресс-секретаря министра Марины ТОМКО можно почитать в материале «Полетали?», «День» от 12 июля 2017 года).
И вот, 13 июля — когда, казалось бы, все — можно передохнуть, — на арену выходит премьер-министр и ... приказывает (!) гендиректору государственного предприятия вернуться к переговорному процессу с ирландским лоукостом. Как? Ведь это не Рябикин из него вышел, а Ryanair, назвав Украину «незрелым местом»! Но гендиректор — в лучших традициях «совка» — берет команду под «козырек», и в тот же день пишет пост на «Фейсбук», что «согласен с премьером: в Украине должны быть лоукосты», поэтому переговоры будут возобновлены с участием в них третьей стороны — Государственного агентства по привлечения инвестиций.
Вечером того же дня я получаю сообщение от заместителя генерального директора ГП аэропорт «Борисполь» Евгения ДЫХНЕ (к которому обратилась за комментарием, когда готовила материал, и получила отписку, что генеральный уже все сказал, будет обнародована еще официальная позиция — ожидайте) о том, что в моем материале содержится «неточная информация», и аэропорт хотел бы ее опровергнуть. Говорилось об убытках государства от законсервированных терминалов. Сошлись на том, что пресс-служба подготовит комментарий или колонку от кого-то из руководства и направит на мой е-мейл.
14 июля министр транспорта и инфраструктуры дает пресс-конференцию, на которой заявляет, что имел телефонный разговор с менеджментом ирландского лоукоста, и те подтвердили: готовы дать украинцам второй шанс. А я получаю е-мейл с громким названием «Относительно опровержения недостоверной информации, предоставленной пресс-секретарем министра инфраструктуры». Полный текст публикуем ниже — под материалом. Но между строк читается, что до «белого флага» в королевстве Омеляна еще очень далеко. Можно ли при таких обстоятельствах надеяться, что на переговорах с ирландским «зубастым» лоукостом украинская сторона выступит единой командой и сможет добиться самых выгодных для нас с вами — нашего государства — условий, не берусь...
Как работает «мозг» в организме здорового государства?
Скандал с Ryanair в который раз засветил запущенную для Украины проблему — мертвый рынок доступного авиасообщения при наличии базовых условий для его существования: 45 миллионов населения, 17 «живых» аэропортов со статусом «международный» и еще почти полсотни авиабаз, аэродромов и «других аэропортов», выгодное географическое расположение и достаточно неплохая миграционная карта, особенно по получении евробезвиза.
«В государстве с населением в 40 млн должно быть не меньше чем 40 млн пассажиров в год, вместо тех 9—10 миллионов, которые мы имеем в настоящий момент», — как-то заявил на встрече в МИМ-Киев опытный авиаменеджер, бывший глава, а ныне — заместитель генерального директора ГП МП «Борисполь» Евгений ДЫХНЕ. И с ним трудно не согласиться, учитывая яркий пример Норвегии — 5 миллионов населения, а авиатранспортом перевозится больше чем 50 млн пассажиров в год.
Не буду останавливаться на причинах ситуации, сложившейся в Украине. Об этом написано — и в «Дне» в частности — сотни материалов. Но история с Ryanair показывает, что мы, стремясь, якобы, измениться, опять «рулим» не туда.
Нужны ли сегодня лоукосты Украине? Да. «Нужно сделать все возможное, чтобы в Украине были бюджетные авиакомпании и дешевые авиаперелеты, чтобы украинцы смогли «почувствовать те достижения, которые получили за последние три года», — заявил Президент Украины Петр Порошенко и подписал Указ о дополнительных мероприятиях по обеспечению права граждан на безвизовые поездки в ЕС.
Мы в «Дне» не поленились и прозвонили экспертов рынка, промониторили, кто что писал на эту тему за последние несколько дней, и нашли несколько интересных вариантов для маневра.
И если Ryanair не будет летать из «Борисполя» — не страшно. «Борисполь» — это хаб, то есть транзитный аэропорт, который обслуживает тысячи «пересадок» ежедневно. Эта бизнес-модель развития была избрана давно — еще во времена, когда был жив Аэросвит. Хабу необходим сетевой национальный оператор — в случае с «Борисполем» — это МАУ. Умертвить его в настоящий момент — это рискованный для экономического будущего аэродрома шаг с сомнительными перспективами. Не зря ведь немцы в Lufthansa до последнего берегли свой «дом» — аэропорт Frankfurt Int. от Ryanair: развивали бюджетную «дочь» Eurowings, поддерживали Аir Вerlin, взяв на себя ее убыточные маршруты... Но в конечном итоге и они не смогли сдержать натиск бюджетного траффика, и прошлой осенью сдались. И это Lufthansa. С ее парком, сеткой и пассажирами... Но очевидно, что компания Fraport, которая управляет Frankfurt Int., сумела получить от ирландцев выгодный контракт, понимая, что после Brexit ирландцам критически необходимо сместить свою ориентацию с Британии на другие страны Еврозоны. И за третий по величине аэропорт ЕС (после Хитроу и Шарль де Голль) — можно хорошо получить.
А пригласить Ryanair в Украину было бы крутой идеей, если перед этим мы бы хорошо подготовились.
Правительство одобрило Государственную целевую программу развития аэропортов Украины на период до 2023 года, утвержденную Министерством инфраструктуры еще в феврале 2016 года. На развитие региональных аэропортов: реконструкцию взлетно-посадочных полос, строительство терминалов и тому подобное — в соответствии с этим документом, государство на протяжении семи лет собирается потратить 8,7 миллиардов гривен. В аэропорт Одессы должно быть инвестировано свыше 2,3 млрд грн, в аэропорты Запорожья и Херсона — по 1,2 млрд грн, в «Борисполь» — 1,1 млрд грн, еще полмиллиарда (543 миллиона гривен) государство должно выделить Полтавскому аэропорту, который сегодня даже не имеет статуса «международный». По замыслу чиновников, пассажиропоток таким образом удастся увеличить до 2023 года до 24,3 млн пассажиров, что в два раза больше, чем в 2015 году. Вот зачем Украине как государству Ryanair и их пассажиропоток. Дешевые билеты для граждан — да. Но рабочие места, инвестиции и развитие региональной экономики — это основная цель, и KPI для премьера и министра.
«Лоукости нужны региональным аэропортам, потому что они становятся их двигателями развития, — утверждает эксперт по местному развитию, председатель Агентства «Совместные Усилия» Руслан РОХОВ. — Я бы именно так и рассматривал эту возможность. Те, кто не имеет пассажиропотока, должен создать сверхкомфортные условия, чтобы туда зашел лоукост. Те же аэропорты, которые его имеют, не должны демпинговать рынок, за счет преференций для особенных авиаперевозчиков. Потому что это подрывает основы конкуренции между компаниями».
Конечно, отмечает эксперт, для реализации государственного интереса в стимулировании регионального развития следует идти на уступки таким компаниям, как Ryanair, и оказывать поддержку региональным аэропортам, помогая им создавать хорошие условия для лоукостов. Там нет рынка, а значит, — это не будет нарушением конкуренции. Такими могли бы быть аэропорты в следующих городах: Николаев, Днипро, Одесса, Житомир, Львов, Черновцы, Ривне, Ивано-Франковск и т.д. Это позволило бы усилить конкуренцию на рынке авиасообщения в целом. Что привело бы к уменьшению стоимости перелетов. Ведь в случае значительно более низких цен на билеты в региональных аэродромах пассажиры отдавали бы предпочтение поездке, скажем, из Киева в Житомир, а не из Киева в Борисполь. Тем более, что с правого берега в часы пик, к соседнему областному центру можно еще и быстрее доехать.
А наилучшей украинской историей, по мнению экс-министра экономики Павла ШЕРЕМЕТЫ, было бы основать свой lowcost, как это сделал малазиец Tony Fernandes. «20 лет тому назад он за 25 центов купил убыточную авиакомпанию с двумя самолетами и превратил ее в такую себе AirAsia с более чем 100 лайнерами, более чем 50 млн «гостей» (пассажирами) и лозунгом «Теперь каждый может летать». Компанию восемь раз признавали лучшим лоукостом в мире, в том числе в 2016 году. Для справки: население Малайзии составляет 30 миллионов человек. Как говорил бывший премьер Малайзии Др.Махатхир, если ты ниже всех в классе, не печалься, а найди ящик и стань на него, чтобы тебя все увидели», — советует специалист по «голубым океанам», который пять лет прожил в столице Малайзии Куала-Лумпур, Павел Шеремета.
Зато мы на данный момент сделали все из хрестоматийного алгоритма, чего делать не следует. Стороны, которые должны были совместно отстаивать интересы государства, публично рассорились, министр показал, что структурами в его ведомстве руководят «другие люди», а премьер — что менеджеры государственных предприятий — это не самостоятельные специалисты, которые принимают решения на основе взвешенного анализа потенциальной выгоды и возможных убытков, а подчиненные политической конъюнктуре «рядовые», которых можно без проблем «нагнуть», если найти нужный рычаг. А в «незрелом для инвестиций месте» таких можно отыскать достаточно, особенно если перед этим хорошо прогреть пассионарное общество дешевыми билетами на рейсы, контракт на обслуживание которых еще даже не подписан. Что ж — посмотрим, что из этого в конце концов получится.
КОММЕНТАРИЙ ГП «МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ «БОРИСПОЛЬ» К ПУБЛИКАЦИИ «ПОЛЕТАЛИ?» («День» от 11 июля 2017 года)
На пике популярности темы захода на украинский авиарынок ирландского авиаперевозчика Ryanair в средствах массовой информации начали массово появляться непроверенные данные и неподтвержденные цифры. В то же время, когда первоисточником такой информации являются официальные лица, это вводит в заблуждение читателей (слушателей). В частности, недавно в интернет-версии издания «День» была опубликована недостоверная информация относительно отдельных аспектов деятельности госпредприятия. В своем комментарии для статьи «Полетали?» от 11.07.2017 пресс-секретарь министра инфраструктуры Марина Томко предоставила официальные данные о том, что аэропорт «Борисполь» «тратит» на обслуживание каждого из двух законсервированных терминалов «В» и «F» по 250 млн грн ежегодно.
В связи с вышеупомянутым, администрацией Международного аэропорта «Борисполь» подготовлена официальная позиция касательно наиболее распространенных неправдивых утверждений и информационных манипуляций.
1. Мы категорически настаиваем на том, что указанные цифры являются недостоверными. Пресс-секретарем Владимира Омеляна были озвучены показатели без соответствующего финансового обоснования, а сам аэропорт не получал накануне от Марины Томко или других представителей Министерства инфраструктуры никаких запросов для уточнения информации финансового характера. В то же время ГП МА «Борисполь» ежеквартально направляет в Министерство инфраструктуры подробный отчет о выполнении финансового плана и объяснительную записку к нему, а также ряд других дополнительных отчетов, справок, объяснений и расчетов.
ГП МА «Борисполь» официально сообщает, что в течение 2016 года на обслуживание ОБОИХ терминалов было потрачено 13,8 млн грн. Следует отметить также, что даже ограниченная коммерческая деятельность в данных терминалах сгенерировала в 2016 году доход в размере 15,1 млн грн, что обеспечило их безубыточность. То есть поддержание терминалов в состоянии, выведенном из прямой авиационной деятельности, не дотируется аэропортом «Борисполь» за счет других доходных статей.
2. В соответствии с информацией пресс-секретаря Министерства инфраструктуры, «два терминала, которые простаивают сегодня, аэропорт использует только для проведения выставок и фуршетов». Указанная информация также не соответствует действительности, поскольку указанные терминалы используются для:
• обслуживания специальных гуманитарных рейсов (медицинских рейсов по перевозке тяжело раненных воинов АТО для лечения в странах Европы в рамках гуманитарной помощи);
• частично для коммерческой деятельности (предоставление в аренду помещений под офисы, обслуживание специальных чартерных программ и тому подобное).
3. В соответствии с данными, приведенными в статье, утверждается, что «...за 80 млрд гривен (убытки ГП «Борисполь», озвученные Рябикиным) государству можно было бы построить и необходимую инфраструктуру...». Мы официально утверждаем и настаиваем, что данная цифра является необоснованной, источник ее происхождения нам не известен. А ссылка автора на директора ГП МА «Борисполь» выглядит крайне непрофессиональной, поскольку администрацией аэропрта ни разу данная цифра не предоставлялась. Более детально с финансовыми рисками и их подсчетом можно ознакомиться по ссылке.
Мы считаем, что использование и распространение официальными лицами недостоверной и экономически неподтвержденной информации о расходах и доходах аэропорта «Борисполь» или его отдельных подразделений является недопустимым, и призываем представителей средств массовой информации и экспертной среды подходить вдумчиво и взвешенно к обнародованию соответствующей информации.