Российская война против Украины своими трагическими последствиями задела не только нашу страну. 17 июля 2014 года над Донбассом зенитным ракетным комплексом «Бук» российского производства был сбит рейсовый пассажирский самолет Malaysia Airlines. Он выполнял регулярный рейс MH-17 из Амстердама (Нидерланды) до Куала-Лумпура (Малайзия). В результате трагедии погибли 298 человек (283 пассажира и 15 членов экипажа, в том числе 80 детей). Больше всего среди погибших было граждан Нидерландов, Малайзии и Австралии.
Накануне третьей годовщины катастрофы родные жертв устроили молчаливый протест у Посольства России в Гааге. В парке напротив посольства они установили символическую скамью памяти, на которой прикреплена мемориальная табличка с надписью: «Ждем ответственности и полной ясности», говорится на сайте rtlnieuws.nl. Ниже добавлена надпись на русском языке: «Гуманность выше политики». На протяжении часа родные жертв сидели в парке. Они требовали от России «прекратить играть в игры», раскрыть правду о трагедии и передали письменное обращение в российское посольство.
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Ранее, как известно, Нидерланды заявили, что пять стран, включая Украину, сотрудничающие в расследовании, согласились, что судебный процесс будет проходить в Нидерландах. Малайзийский министр транспорта Лиу Тионг Лаи недавно сообщил, что до конца года будут известны имена подозреваемых в причастности к преступлению. Еще раньше главный прокурор Нидерландов Фред Вестербеке сказал, что его ведомство собрало данные о 100 лицах, включая тех, кто организовывал транспортировку ракетной установки с российской территории на украинскую и назад.
«Решение о преследовании ответственных лиц за сбитие малайзийского самолета в голландском суде имеет определенные преимущества для Нидерландов, — комментирует «Дню» стратегический аналитик, Гаагский центр стратегических исследований Сийбрен де ЙОНГ. — Таким образом, мы избегаем сложных вопросов относительно того, какая законодательная система будет применяться, избегаем дискуссии о том, кто будет платить за юридические процедуры. Трибунал ООН был бы лучше, но этот путь был заблокирован Россией в прошлом году. Процесс, как и организация любого другого международного суда, заняли бы слишком много времени, как и необходимость решить международные вопросы, касающиеся расходов на производство такого суда».
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
«Суд в Нидерландах не может рассматривать вопрос ответственности государств. Вопрос ответственности государств может рассматривать единственное международное судебное учреждение — Международный суд ООН, на юрисдикцию которого Россия не согласилась, — комментирует «Дню» доцент кафедры международного права Института международных отношений КНУ им. Т.Г Шевченко Николай ГНАТОВСКИЙ. — Решение суда в Нидерландах будет еще одним аргументом для того, чтобы говорить об ответственности РФ, но этого мало для привлечения РФ к ответственности. Там будет идти речь об уголовных делах, конкретных индивидах, которые причастны к подготовке и сбитию Боинга. Пока юридических путей на международном уровне для привлечения РФ к ответственности нет».
Согласно докладам экспертно-журналистской известной группы Bellingcat о трагедии самолета «Малайзийских авиалиний» на Донбассе, к его сбитию непосредственно причастна Россия, которая является единственным правдоподобным кандидатом на роль виновника. Об этом сообщает Deutsche Welle. «Российский «Бук» под номером 332, принадлежавший 53-й зенитно-ракетной бригаде вооруженных сил РФ, — это единственный правдоподобный кандидат на роль пусковой ракетной установки, сбившей Boeing, осуществлявший рейс MH-17», — говорится в расследовании Bellingcat.
В Кремле категорически отвергают выводы следствия Нидерландов. Представители Москвы отрицают, что самолет был сбит российской ракетой, и возлагают ответственность на Украину. Также Россия воспользовалась своим правом вето в Совете Безопасности ООН, чтобы заблокировать создание международного суда по делу рейсу MH-17. «Замечу, что перед Украиной нет юридической ответственности за то, что она не ввела тогда военное положение и не закрыла воздушное пространство, — говорит Николай Гнатовский. — Потому что у Украины не было соответствующей информации о том, что на территории Донбасса может находиться техника противника, способная сбивать самолеты на подобной высоте, и о том, что противник вообще намерен сбивать пассажирские самолеты. Важная деталь — воздушное пространство закрыла Россия, что дает повод подозревать, что российская сторона была информирована о возможности нанесения подобного удара».
Складывается достаточно сложная и в некоторой степени странная ситуация. Все понимают, что Россия виновата, но привлечь ее к ответственности не могут. Какой выход? «Более вероятно, что благодаря производству по законодательству Нидерландов суд может выносить более жесткие приговоры, поскольку дело не должно «конкурировать» с другими международными преступлениями, — считает эксперт из Нидерландов Сийбрен де Йонг. — У нас тоже есть возможность провести судебное заседание, которое может быть не идеальным, но это может обеспечить закрытие дела для родственников погибших. Непосредственным следствием такого приговора будет то, что осужденный человек будет лишен права на свободное передвижение, и ему, например, будет сложно выехать из России».
«В международном праве это работает следующим образом: государства, считающие, что РФ в отношении них нарушила соответствующие законы (в данном случае совершила подготовку и реализацию теракта против MH-17), имеют право призвать РФ к ответственности, — говорит украинской законодатель Николай Гнатовский. — Этими странами могут быть Украина, Малайзия, Нидерланды и др. Ответственность может заключаться в компенсациях, извинениях, предоставлении гарантий неповторения подобных вещей. Если она откажется это делать, то упомянутые государства имеют право ввести против нее контрмеры. Такие контрмеры не могут иметь силового характера без санкций Совета Безопасности ООН, но они могут иметь характер, подобный тем мерам, которые уже введены против РФ за аннексию Крыма и участие в вооруженном конфликте на Донбассе».
Тем временем Валентин Наливайченко, на время трагедии возглавлявший Службу безопасности Украины, считает, что наша страна должна провести собственное расследование катастрофы. «Украина не только должна быть активным участником международного расследования преступления MH-17 и быть заинтересованной в установлении истины, но и провести и поставить точку в собственном расследовании. Следствие также должно дать ответы на все вопросы, в частности, какой была главная цель убийц и не должна ли была участь MH-17 постигнуть самолет AFL2074 «Аэрофлота» для того, чтобы дать возможность врагу начать полномасштабное вторжение в Украину, использовав т.н. casus belli?» — заявил он. По словам Наливайченко, украинская власть должна понимать, что результаты расследования трагедии MH-17 являются важным доказательством агрессии Российской Федерации против Украины, которое должно быть использовано ею в национальном и международных судах.