Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как не стать «цифровым аутсайдером»

Интернет развивает одну часть мозга и тормозит другую
6 июня, 2012 - 11:45
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Мозг человека — один из самых сложных по строению и по функциональным возможностям орган и наименее изучен. Всякие попытки найти взаимосвязь между материальной (физической) природой строения мозга и его функциональной активностью пока не дают возможности придти к какому-то выводу. По-видимому, проблема сводится к новым направлениям современной науки, к особым коллективным процессам в живом организме, которые понять и описать с позиций современной науки и, прежде всего физики, практически невозможно. Основные процессы в живой природе основаны на принципиально новой физике, которая еще не сформирована. Сегодня ученые исследуют, как изменяется деятельность мозга под влиянием Интернета, и уже есть интересные выводы.

ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА ВЛИЯЕТ И НА МЫШЛЕНИЕ, И НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Исследования медиков убедительно показали, что у тех, кто проводит в Интернете много времени, быстро развиваются две области головного мозга — часть, отвечающая за кратковременную память, и центр, ответственный за принятие быстрых решений. Однако те зоны мозга, которые ответственны за детальный анализ, глубокие продумывания проблемы, по существу остаются без нагрузки и постоянно утрачивают навыки в интенсивной работе. В конечном итоге зависимые от Интернета люди превращаются в импульсивных людей, не способных к интеллектуальной деятельности.

В литературе есть информация о том, что за период работы пользователя в глобальной сети (10 лет и более) у человека меняется не только поведение, но и способ мышления, и самое главное — меняется обычная работа мозга. Такие люди становятся «цифровыми аборигенами».

В недавно вышедшей за рубежом книге «Как пережить технологическое изменение мозга» автор Брейн пишет: «Поскольку Интернет уменьшает способность концентрироваться и созерцать, то мозг со временем начинает ожидать поступления информации в том виде, в каком ее распространяет сеть — в виде стремительного потока частиц. Мышление становится отрывочным, чтение поверхностным. Пользователь лишь по диагонали просматривает заголовки и аннотации. И в итоге превращается в «простого расшифровальщика информации». А зоны мозга, отвечающие за абстрактное мышление и сопереживание, практически атрофированы».

Десятки тысяч лет тому назад мозг человека увеличивал свои лобные доли и дал толчок к развитию мышления и языка. Нашим предкам тогда понадобились подручные предметы для добывания и обработки пищи. По-видимому, сегодня мозг человека должен претерпеть некую трансформацию, так как технологический процесс изменяет его информационную среду.

Интернет сегодня — это очень серьезная проблема для человека, особенно молодого человека: это чтение книг, собственно, развитие интеллекта, духовности. Оказывается, что чтение книги, статьи на обычном бумажном носителе или слушание музыки, текста наживо, без обработки провайдером (случай интернет-издания) или цифровой обработки звука, фотографического изображения по своим биоэнергоинформационным воздействиям на человека существенно различны.

При этом следует еще и помнить, что чтение информации через компьютер — это постоянное влияние на организм человека слабых или сверхслабых техногенных полей самого компьютера. Эти поля отрицательно влияют на свойства связанной, внутриклеточной воды в организме человека, изменяют ее в худшую сторону в смысле ее функциональной роли, особенно для продуктивности клеток мозга.

КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ МЫШЛЕНИЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНТЕРНЕТА

Есть гипотезы, что под влиянием Интернета люди станут иначе запоминать информацию; память станет похожей на систему гиперссылок; человек научится извлекать из подсознания информацию по ассоциациям. Однако в скором времени люди станут более рассеянными и не смогут концентрироваться на самых важных делах или долгое время заниматься одной какой-то важной проблемой. Станет обычным фактом поверхностное восприятие нового, неумение сосредотачиваться на чем-то определенном. Предсказывается, что «самыми умными» станут люди, способные находить компромисс между умением концентрироваться на важном и способностью к многофункциональности. По-видимому, произойдут изменения в образовании. Во всяком случае появляется необходимость учить детей разбираться в огромном количестве информации, умении ее фильтровать, отслеживать и анализировать.

Появились результаты исследований людей, активных пользователей глобальной информационной сети, что Интернет ускоряет работу мозга в два раза, человек легче может рассуждать в сложных ситуациях и принимать правильные решения. Недавно появилась статья известного ученого и публициста России С. П. Капицы, которая озаглавлена: «Россию превращают в страну дураков». В статье автор бьет тревогу о том, что скоро в России не будет молодых людей, которые хотя бы изредка берут в руки книгу. Нынешняя молодежь теряет интерес к чтению книг об истории, культуре, музыке, живописи, словом, об истории развития своего народа, цивилизации в целом.

Для того чтобы в стране у детей, молодежи вновь появилась потребность читать, должна сложиться соответствующая культурная среда общества.

«Когда-то тон в развитии культуры задавала Церковь. Люди в выходной день шли в храм и вместо телевизора смотрели фрески, иконы, витражи — на иллюстрацию жизни в образах... Сегодня люди ходят в церковь гораздо меньше, а обобщенную картину жизни дает человеку телевидение. Но никакой великой традиции, никакого искусства здесь нет, ничего, кроме мордобоя и стрельбы...» — пишет С. Капица.

МОЗГУ НУЖНА ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННАЯ ВОДА

Организм человека, как и Земли в целом, состоит на 2/3 из воды. Вода в организме — это внутриклеточная вода, которая и является основой жизни клеток организма, и межклеточная, внеклеточная или несвязанная вода организма. Что касается клеток мозга, то доля воды в их структуре очень велика, есть отдельные участки мозга, для которых связанная вода составляет до 90—95%. Отсюда весьма важную роль играет качество воды, которую сегодня пьет человек. Если внешняя, питьевая вода по всем своим биоэнергоинформационным и структурным свойствам не соответствует именно этой внутриклеточной воде мозга, то и функциональная активность и эффективность самих клеток мозга (а значит, и активность мозга в целом) будет не соответствовать природным, биоэнергоинформационно полноценным свойствам развития и функционирования мозга. Изучение поведения внутриклеточной воды клеток мозга под влиянием электромагнитных полей компьютеров, сотовой связи и других бытовых приборов является не только основной проблемой современной физиологии мозга человека, но и невероятно сложной в техническом ее выполнении. Это означает, что проблема электромагнитной безопасности мозга человека является, возможно, проблемой безопасности самого существования человека.

С точки зрения профилактики, оздоровления мозга человека, люди сегодня должны употреблять особую питьевую воду, воду наивысшего качества (см. статью «Вода и мозг», газета «День», № 117, 10 июля 2009 г).

ИНТЕРНЕТ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОЛЯ И МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

Частое пользование Всемирной Паутиной и особенно популярные сегодня социальные сети Интернет, по однозначному мнению ученых, вызывают изменение структуры головного мозга человека. Исследования, выполненные по сканированию мозга человека, выявили прямую зависимость между количеством друзей в Facebook и размерами определенных отделов нашего мозга (!). Никто пока из ученых не может сказать: если такие изменения имеют место, то они положительны или отрицательны для организма человека? Считается, что первый, основной отдел мозга, который увеличивается в связи с активным использованием человеком Интернета, — это отдел памяти, а второй отдел связан с развитием аутизма (!).

В Интернете приведены результаты исследования, которые опубликованы в журнале Королевского сообщества биологических наук, по трехмерному сканированию головного мозга 125 учащихся университетов.Оказалось, что размеры отдельных зон головного мозга пропорциональны количеству друзей человека в социальных сетях, как общих, так и тех, с которыми действительно постоянно, активно человек общается.

Как утверждает один из авторов исследований, доктор Риота Канаи (Ryota Kanai), «компьютер имеет довольно сильное влияние на головной мозг — он развивает один процесс и тормозит другие. Однако ранее мы не могли сказать то же самое про Интернет. Сейчас нам предстоит выяснить еще один интересный вопрос — будут ли эти изменения развиваться со временем».

Эти исследования только начинают развиваться, однако уже стали появляться многочисленные спекуляции относительно вреда, который наносят мозгу человека современные компьютерные технологии. Есть гипотеза, что Интернет провоцирует развитие аутизма. Специалисты утверждают, что такие выводы делать преждевременно. Увеличение соответствующего отдела головного мозга еще не означает, что болезнь не разовьется в будущем.

Группа китайских ученых из Центра магниторезонансных исследований в г. Ухань сканировали мозг 17 взрослых людей, у которых была выявлена интернет-зависимость. Эти результаты ученые сравнили с данными для 16 здоровых людей. В результате выявлено поражение белого вещества головного мозга в областях, отвечающих за эмоциональную обработку данных, принятие решений и когнитивный контроль. Аналогичные изменения белого вещества головного мозга зафиксированы в частности при употреблении алкоголя и кокаина. По данным единственной клиники в Великобритании для интернет-зависимых людей и игроманов, всякое долгое времяпровождение в Интернете может считаться интернет-зависимостью.

В заключение статьи приведем комментарий автора монографии «Происхождение мозга», руководителя отдела эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН, Сергея Савельева: «Интернет создает лишь иллюзию доступности информации и технической оснащенности. У так называемых «цифровых аборигенов» нагрузка на мозг непрерывно снижается. Далее от программистов сегодня не требуется того интеллектуального уровня, который был им необходим 10—15 лет назад. Они пишут программы, как складывают кубики. Интеллектуальная деградация в таких условиях гарантирована».

По-видимому, основной проблемой ХХI века — века информационных технологий — является экологическая безопасность мозга человека. Не потерять бы ему человеческие черты своего «Я». Развитие культуры, духовности, интеллекта науки — это вопрос будущего страны. Не может существовать государство, если не будет способствовать развитию духовности, культуры и интеллекта своих граждан.

Михаил КУРИК, доктор физико-математических наук, профессор, директор Украинского института экологии человека
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ