Совместные белорусско-российские учения «Запад-2017» на фоне российской агрессии против Украины не просто привлекают внимание мирового сообщества, но и вынуждают к стратегическому планированию. Такие учения организуются каждые 4 года и дислоцируются на полигонах России и Беларуси. Нынешние будут проходить с 14 по 20 сентября, но уже привлекают большое внимание и вызывают предостережение у международных авторов, экспертов и аналитиков. Например, эта тема обсуждалась на встрече польского президента Анджея Дуды с главой США Дональдом Трампом. Не обошел вниманием это событие и Генсек НАТО Йенс Столтенберг, который находясь в Украине, выразил обеспокоенность «разгоном», который Россия организовала в подготовке к сентябрьскому событию. Обеспокоенность выражают и страны Балтии, которые беспокоятся о возможных маневрах российских войск в ходе этих учений.
В ЧЕМ ОПАСНОСТЬ?
«Масштабные российско-белорусские учения «Запад-2017», которые планируются на границе с Украиной, являются реальной угрозой для безопасности региона Центрально-Восточной Европы, а также несут потенциальную опасность для европейской безопасности, — комментирует «Дню» эксперт по национальной безопасности Тарас ЖОВТЕНКО. — Российская Федерация может использовать эти учения для усиления своего военного присутствия в Беларуси, в том числе на северном фланге Украины — в придачу к новым военным формированиям, которые Кремль сформировал непосредственно на восточных границах нашего государства».
Такое развитие событий рассматривают и в Генеральном штабе ВС Украины. «Вполне вероятно, что по окончании учений часть этих войск останется на территории Республики Беларусь. При этом существует высокая вероятность, что во время учений будут развернуты пункты скрытого хранения вооружения, военной техники и материально-технических средств», — заявил начальник Генштаба ВС Украины Виктор Муженко на совместном заседании Военно-научного совета ВС Украины и Национальной академии наук.
«Особенность для нашего региона заключается в том, что учения проводятся именно на территории Беларуси и потенциально направлены против стран Балтии и Польши, — комментирует «Дню» заместитель начальника Генерального штаба ВС Украины (2006—2010гг.) Игорь РОМАНЕНКО. — Через Беларусь потенциально они также будут отрабатывать заход на наши северные и северо-восточные границы. Плюс они решают вопрос размещения авиационной базы на территории Беларуси. Путин подписал указ, что Россия разворачивает военные силы вдвое больше, чем было раньше, и под это заказано несколько тысяч грузовых вагонов. Если это учения, то такой потребности в этом нет. От предыдущих эти учения отличаются тем, что за 2016—2017 годы они укомплектовали техникой и военнослужащими пять дивизий. Из них четыре на западе России, а из этих четырех — три в направлении Украины. Пользуются они новым оружием: танки Т-90А, двуствольные самоходные артиллерийские установки и другая техника. Фактически сформирована первая ударная танковая армия. В двух армейских корпусах на Донбассе до 600 танков. Плюс ударная группа — еще до 700 танков в этих дивизиях, которые расположены в направлении Украины».
ЧТО ДУМАЮТ ЗАПАДНЫЕ ПАРТНЕРЫ?
Учитывая масштабы и места дислокаций прошлогодних учений, свою обеспокоенность выражают страны Балтии. Депутат Сейма Латвии Эдвинс Шноре в интервью радио Boltkon заявил: «Масштабные военные учения в 2014 году закончились оккупацией Крыма, поэтому сегодня мы остерегаемся, что на этих учениях будет отрабатываться нападение на страны Балтии». А министр обороны Эстонии Маргус Цахкна в своем интервью Reuters метко заметил: «Для российских войск, которые отправляются в Беларусь, это билет в одну сторону».
«Общий подход от Путина заключается в том, что раз в году они серьезно демонстрируют военную мощь и военно-политическое давление, замечает Игорь Романенко. — Например, в прошлом году такими были учения «Кавказ-2016». Согласно Венскому соглашению, которое подписали россияне, учения должны собирать не больше 13 000 военных. Однако Путин как главнокомандующий, объявил тогда внезапную проверку, и они имели возможность собрать намного больше военных. На «Кавказ 2016» было задекларировано 12 500 военных, но внезапная проверка собрала в одном направлении около 200 тыс. военнослужащих. Замечу, что для того, чтобы начать широкомасштабную войну против Украины нужно приблизительно 240—250 тыс. военных».
«Мы будем наблюдать за учениями «Запад-2017», которые пройдут в сентябре», — заявил Генсек НАТО Йенс Столтенберг в Украине.
«Все страны имеют право тренировать свои Вооруженные силы, но для нас важно, чтобы это происходило прогнозируемо и в соответствии с международными обязательствами, в частности, с подписанными в Вене документами. Это договоренности, по которым, в том числе, Россия согласилась на прозрачное наблюдение за масштабными военными учениями. Мы призываем Россию уважать Венское соглашение и способствовать соблюдению прозрачности военных учений. НАТО сейчас не видит непосредственной военной угрозы ни одной из стран-участниц Альянса», — добавил он.
«Очевидно, что Альянс стоит перед проблемой недостаточного количества боеспособных частей на своем восточном фланге, — считает Тарас Жовтенко. — На сегодняшний день эти проблемы разрешаются за счет перебрасывания американских войск, которые разворачиваются в регионе на основе механизма постоянной ротации, но НАТО при этом исходит из фактической географии присутствия российских военных не только на оккупированных территориях Украины, но и в странах Балтии и Беларуси. Учения «Запад-2017», учитывая их масштабность, могут внести значительные коррективы в оборонное планирование Брюсселя, ведь российские войска, дислоцированные в Беларуси, потенциально угрожают не только западному, но и северному флангу НАТО. Командующий Сухопутных войск США в Европе Бен Ходжес уже заявил, что Альянс усилит присутствие в восточных странах организации во время российско-белорусских учений».
КАК ДОЛЖНА РЕАГИРОВАТЬ УКРАИНА?
«Если на театральном спектакле висит ружье, то оно в каком-то акте все равно должно выстрелить. Конечно, Украине нужно готовиться, — отвечает Игорь Романенко. — Возможно, именно поэтому сегодня усиливается работа военно-промышленного комплекса Украины относительно пополнения армии вооружениями. Также пока есть приказ Президента о том, чтобы срочную службу в Украине начать в этом году раньше — в августе, а также экспериментально задействовать 1000 офицеров из военных кафедр. Это не от красивой жизни, это необходимость».
«Российские войска могут в дальнейшем выполнять целый спектр задач — от диверсионно-разведывательных в северных и северо-западных областях Украины и вплоть до боевых задач захвата и удержания отдельных территорий с целью дестабилизации ситуации в государстве и оттягивания частей Вооруженных сил Украины с востока, — резюмирует Тарас Жовтенко. — Украине стоит усилить северное оборонное направление в соответствии с композицией российских войск, задействованных в учениях, а также на время их проведения привести в состояние повышенной боевой готовности части Оперативного командования «Север». Кроме того, на внешнеполитическом фронте Киеву следует использовать эти учения как информационный повод для усиления практического компонента сотрудничества с НАТО и получения дополнительных пакетов военно-технической помощи от стран-членов Альянса».
Отреагировал буквально на днях и министр обороны Украины Степан Полторак. У себя на странице в «Фейсбуке» он отметил, что Украина и мир имеют общее видение возможных перспектив проведения учений Вооруженных сил РФ. «Предстоящие учения «Запад-2017» является чрезвычайно мощными. Они могут быть использованы, чтобы начать агрессию не только против Украины, но и против любой страны Европы, имеет общую границу с Россией», — отметил Полторак. Вместе с тем, он отметил, что Украина будет адекватно реагировать на проведение учений.