Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Об «интеллектуальном мужестве» в школе

Как развитие критического мышления изменяет детей — рассказывает профессор Елена Пометун
17 августа, 2017 - 09:50
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЕЛЕНОЙ ПОМЕТУН (ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА)

Сейчас в Украине много говорят о развитии критического мышления. В частности, это связано с тем, что количество информации, с которым должен справиться современный человек, растет с каждым днем. Но критическое мышление — это не только информация. Это — определенные черты характера человека, его ежедневный выбор, жизненная позиция. Лучше всего навыки критического мышления развивать в детстве, когда формируется личность — тогда потребность в осмыслении информации, в свободном отстаивании собственной позиции станет частью  жизненных ценностей ребенка.

Некоторые украинские школы уже знакомы с курсом «Основы критического мышления», авторами которого стали украинские эксперты образовательной платформы «Критическое мышление». В этом году они предложили специальную программу подготовки учителей по развитию критического мышления у учеников начальной школы. О том, как проходит обучение, какой запрос учителей и учеников на такую программу и о результатах уроков критического мышления в старших классах «День» беседует с доктором педагогических наук, профессором, экспертом платформы «Критическое мышление» Еленой ПОМЕТУН.

«РЕБЕНОК ЖИВЕТ В СИТУАЦИИ ВЫБОРА ТАК ЖЕ, КАК И ВЗРОСЛЫЙ»

— Елена Ивановна, разговоры о необходимости критического мышления, о его важности — не редкость.  Как вы обосновываете актуальность формирования у людей таких навыков и какое определение даете этому понятию?

— Действительно, сегодня существует такой тренд, и — не только образовательный, но и общественный. Количество информации, которое к нам ежедневно поступает, растет, в Украине на это накладываются условия информационной войны. Поэтому критическое восприятие информации часто отождествляется с критическим мышлением: таким образом понимание несколько сужается до противостояния манипуляции со стороны СМИ. Очень часто это связывают с понятием медийной грамотности: совокупностью умений работать с информацией и не поддаваться манипуляционным влияниям. Но, конечно, это суженное понятие, потому что на самом деле критическое мышление — это качество человека, черта его личности, которая проявляется не только в восприятии информации. Это черта, которая проявляется в повседневной жизни ежедневно, ведь ежедневно мы делаем множество выборов, и чем более осмысленными они являются, тем более развито у человека критическое мышление.

Критическое мышление начинается с очень простых вещей: покупать — не покупать, что надевать, кого слушать, на что ориентироваться. У некритически мыслящего человека ограничений в мышлении намного больше. Ведь открытость нашего мышления связана с тем, насколько мы пытаемся поставить под сомнение то, что говорила мама, какие установки делали родители, чего требуют религиозные взгляды, насколько мы пытаемся отвечать группе, в которой находимся. Чем более мы открыты и независимы в выборе, тем лучше у нас развито критическое мышление. Такой человек наделен определенным интеллектуальным мужеством, он упрям, верит в силу ума и пытается построить свою жизнь более рационально.

— Как методологически вы развиваете критическое мышление на уроках?

— С педагогической точки зрения, критическое мышление нужно разбить на многие составляющие части — ведь это совокупность мыслительных операций, которые ребенок может научиться выполнять. Например, когда читает текст, он должен понимать, что читает, поверить или не поверить автору, объяснить, почему с одним он соглашается, а с другим — нет. Исходить из того, что информация является истиной лишь тогда, когда является фактом. Открытость ума может развиваться с детства, очень хорош для этого дошкольный возраст. Например, прочитали сказку и выясняем с ребенком, что является сказочным, а что — реальным, что нравится, а что — нет. Потому что ребенок живет в ситуации выбора так же, как и взрослый.

«ЧАСТО УЧИТЕЛЯМ СТРАШНО ЗАДАТЬ ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС»

— Сейчас Минобразования в «Видавництві Старого Лева» издало хрестоматию «Современная украинская литература». Благодарим, хорошее дело сделали, там очень интересные новые тексты молодых украинских писателей, с которыми можно работать. Однако наличие текстов еще ничего не решает. Как показал наш опыт, часто учителя пытаются отыскать вместе с детьми только один ответ на любой вопрос. Например, учителя на тренинге работали над стихотворением «13-й трамвай». В трамвае едут звери, происходит ссора. В какой-то момент автор стихотворения, который тоже является героем, выходит из трамвая. Мы спрашиваем у учителей, почему он так сделал. Они дают один ответ: потому что ему не понравилась ссора. Хотя в тексте об этом не говорится. Тогда мы ищем варианты: возможно, он уже доехал до своей остановки, или сел не на тот трамвай, или в салоне было жарко... К сожалению, учителя в большинстве случаев задают детям закрытые вопросы и ждут однозначных ответов. Здесь — основная проблема: часто им страшно задать открытый вопрос, чтобы дети дали разные ответы. А вдруг будет ответ такой, что я не буду знать, что с ним сделать.

Система обучения, которую мы подаем учителям на тренингах, — открыть все тайны, все «коробочки» метода, показать, что это не сложно. Речь идет и о том, как работать с текстом и как развивать критическое мышление на уроках природоведения, математики, литературы и тому подобное. Такая методика является совокупностью конкретных действий, которые должен выполнять учитель на уроке, в первую очередь — задавать вопрос, а не рассказывать все самому.

За год на образовательной платформы прошли обучение более 900 мотивированных учителей. Мы начинали со старшей школы, а теперь разработали тренинг для учителей начальной школы, на 1 сентября будет готов «Методичний порадник для вчителів: як развивати критичне мыслення в учнів початкової школи».

В этом году в начальной школе состоялась проверка читательской компетентности учеников, экспертами проводились выборочные срезы. Задания были западными — из международных систем. Анализ этих заданий показывает, чтобы их выполнить, ребенок должен иметь навыки критического мышления. К сожалению, сегодня традиционная система этого не дает. Следовательно, критическое мышление — это не прихоть, а то, на чем построены развитые образовательные системы Европы и США. Там — другая система мышления, открытость общества намного сильнее. Они с самого начала находятся на другом уровне — дети и учителя. А мы начинаем с простых вещей: что ребенок должен ошибаться, потому что никто не может научиться, не ошибаясь.

«ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕЙ К СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ УМЕНИЕ ЧИТАТЬ ОСМЫСЛЕНО»

— Елена Ивановна, какие результаты дало обучение критическому мышлению старшеклассников?

— Дети, которые овладевают этим курсом, лучше успевают по всем предметам. Повышается их общий уровень развития и учебных достижений: они начинают читать более осмысленно, а все-таки ключом к современной учебе является умение читать осмыслено и искать, отбирать, структурировать и представлять информацию. Также эти дети чувствуют себя увереннее, потому что учеба ведется так, что их постоянно побуждают аргументированно выражать собственные мнения. Вся учеба — через обсуждения, дискуссии, проверки, поиск информации, которой не хватает. У таких детей формируется другая система познавательных навыков. А учителя, работающие с этим курсом, утверждают, что у детей на 30% растет качество учебных достижений и они на 20% лучше сдают ВНО.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ