Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Три проекта изменений избирательных правил

Станут ли «открытые списки» частью украинских демократических реформ?
13 сентября, 2017 - 09:59

Олигархическая политика является основным тормозом развития Украины. Словно пырей, она расползается, разрушая своими побегами разные культуры. Олигархат захватывает государство, опутывая его неформальными связями, насаждая повсеместно «нужных» людей, которые будут принимать «нужные» решения, трактовать «нужным» образом информацию, править в «нужном» русле. В политике метастазы олигархата — контроль над выборами.

Олигархат будет господствовать в Украине, эксплуатируя выборы до тех пор, пока дело не возьмет в свои руки сам избиратель. И если избиратель не опомнится сейчас, то на следующих выборах в Верховную Раду, которые должны состояться в 2019 году, общество получит в парламенте очередную порцию олигархических ставленников, разбавленных для привлекательности «новыми лицами» и бесконечными дискуссиями о снятии неприкосновенности.

«ОТКРЫТЫЕ СПИСКИ» — МАЛЕНЬКИЙ ШАГ ДЛЯ БОЛЬШИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Об этом всегда больно говорить. Но когда Небесная сотня сложила головы, отстаивая право соотечественников на достойную жизнь, казалось, старые правила, в частности и относительно отбора представителей общественности в органы власти, должны быть уничтожены навсегда.

За три года удалось достичь многого. И хотя изменение правил отбора судей, государственных чиновников, создание независимых институций для противодействия коррупции, организация новых антикоррупционных структур и немало других реформаторских шагов пока не изменили ситуацию в корне — они все-таки обнадеживают. Одна только олигархическая крепость остается хорошо укрепленной, защищенной от реформаторского наступления, что хорошо видно, в частности, на примере действующей до сих пор старой системы выборов в парламент.

Хотя в плане работы Верховной Рады есть три законопроекта, которые могут так или иначе изменить имеющуюся избирательную систему, среди объявленных приоритетов на осеннюю сессию реформа избирательной системы не прозвучала. И это угнетает.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ЗАКОНОПРОЕКТЫ?

Первый, автор которого Юрий Мирошниченко, фракция «Партії регионів» (законопроект под номером 1068), предусматривает возвращение к сугубо пропорциональной избирательной системе, которая применялась в 2006 и 2007 годах. Все кандидаты выдвигаются списком от партий или блоков партий, а избиратель своим голосом поддерживает весь список. Депутатами становится столько процентов представителей списка, сколько процентов голосов избирателей соберет список. Минимальный барьер, согласно этому законопроекту, — то ли 1%, то ли 3%. Авторы в «высоте» проходного барьера не уверены, потому что в разных частях текста законопроекта предлагают разные. Кто именно станет депутатом — определяется по порядку размещения кандидатов в списке. Следовательно, открытых списков предложение не содержит.

Второй законопроект, от фракции партии «Батьківщина» (№1068-1), основывается на идее пропорциональной избирательной системы с 5%-м барьером. Партии (блоки партий не допускаются) формируют свой общегосударственный список количеством от 100 до 450 кандидатов. За него предлагается голосовать в 450 территориальных избирательных округах. Уже на этом этапе ясно, что о региональных округах и голосованиях по открытым спискам речь не идет, ведь невозможно каждый из 450 округов обеспечить списками кандидатов. Авторы законопроекта осознают  это. Они указывают, что в этих 450 округах может быть «закреплен» кандидат. Но такого «закрепленного» кандидата может и не оказаться, потому что кандидатов может быть от 100 до 450. В любом случае, избиратель голосует только за партию. А вот с вопросом, кто именно из ее списка станет депутатом, определяется сама партия после того, как ЦИК объявит количество зачтенных ей мандатов. Таким образом, первые десять человек списка проходят в Верховную Раду гарантированно, а судьба остальных претендентов решается партией уже после выборов.

Следовательно, предложенная «Батьківщиной « система выборов относится к пропорциональным с закрытыми списками, а не к пропорциональным с открытыми списками. Кроме того, процедуры установления результатов выборов далеки от демократических стандартов.

В целом, ситуация может сложиться так, что до выборов 2019 года останется и действующая система. В таком случае избиратели окажутся перед знакомым набором решений: предложения прямого подкупа для наиболее массового избирателя в одномандатных округах и закрытые наборы кандидатов во многомандатном округе. Обеспечивает свободный выбор и честные выборы такая система на самом деле? Ждем ответа от  законодателей уже этой осенью

Последним из законопроектов — 1068-2 (внесенный рядом депутатов, в частности Виктором Чумаком, Леонидом Емцем и др.) — предусматривается, что каждая партия (о блоках партий речь не идет)  формирует свой общий список, а также распределяет этих же кандидатов по 27 региональным спискам. В каждом из этих региональных списков предлагается представить не менее пяти кандидатов. Избиратели будут голосовать за одного кандидата из регионального списка одной партии в своем избирательном регионе (или по желанию могут поддержать список в целом. В таком случае будет считаться, что избиратель согласен с тем порядком, в котором партия выдвигает кандидатов, и не предоставляет преимуществ какому-то конкретному кандидату). 450 мандатов распределяются между партиями, набравшими 3% и больше голосов избирателей.

Кто именно станет депутатом, определяется в два этапа. Сначала нужно установить, кому из кандидатов из региональных списков партий достанется мандат. Для этого нужно установить, сколько голосов избирателей приходится на один мандат. Поэтому все голоса, отданные за все партии, которые преодолели избирательный барьер, делятся на 450. Зная, сколько голосов «стоит» один мандат во всей стране, можно установить, сколько мандатов приходится на каждый региональный список партии. Это достигается делением количества голосов за список партии в регионе на избирательную квоту («стоимость» одного мандата). После того, как будет определено, сколько кандидатов и кто именно получит мандаты на основе избирательной квоты, нераспределенные в округах места партии распределятся на уровне общегосударственного списка по порядку размещения кандидатов.

Особенностью данного законопроекта является то, что количество мандатов, которое будет распределяться в каждом из округов, будет зависеть от уровня явки избирателей в регионе. 

Упомянутые выше три законопроекта содержат еще немало нюансов, касающихся организации выборов, впрочем, важно знать, насколько могут измениться правила выборов, если Рада проголосует за какой-то из них. Очевидно, что лишь один из вариантов изменений позволяет избирателю проголосовать за конкретного кандидата из списка партии, оказав поддержку именно ему.

В целом, ситуация может сложиться так, что до выборов 2019 года останется и действующая система. В таком случае избиратели окажутся перед знакомым набором решений: предложения прямого подкупа для наиболее массового избирателя в одномандатных округах и закрытые наборы кандидатов во многомандатном округе. Обеспечивает свободный выбор и честные выборы такая система на самом деле? Ждем ответа от  законодателей уже этой осенью.

Проект «Общественная поддержка реформирования законодательства для парламентских выборов» реализуется УНЦПИ при содействии ЦЕДЕМ и финансовой поддержке Европейской Комиссии в Украине.

Юлия ТИЩЕНКО, политический аналитик, Украинский независимый центр политических исследований

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ