«Работать, путешествовать, жить и снова работать», — так киевская художница, которая ныне живет в США, формулирует свой лозунг. Путешествия по многим странам, эксперименты с техниками — Анель Толкачева очень разная. Но на выставке, которая недавно открылась в столичной галерее ART 14, представили именно те, которые созданы в 1960 — 1970-е годы. Авторы экспозиции сосредоточились на работах, которые передают атмосферу среды художников-нонконформистов второй половины ХХ века.
Сама Анель Толкачева — из семьи художников, ее отец Зиновий Толкачев был известным украинским графиком, известным художником стал и ее брат Илья. Поэтому художница росла в пестрой художественной среде, пробовала себя в разных направлениях — графика, живопись, иллюстрация, сценография.
«Эта выставка задумывалась еще некоторое время назад, — рассказывает Екатерина Борисенко, основательница галереи ART 14. — Знаю об Анель Толкачевой давно, она была в нашей галерее, показывала свои нынешние работы — они совсем другие, по сравнению с теми, которые мы показываем. В ее киевской мастерской осталось много работ 1960-1970-х годов. Когда мы с Глебом Вышеславским, куратором выставки, увидели их, поняли, что это необходимо показать. Ведь когда художник уезжает, часто о нем забывают. А эти работы — своего рода документы времени. Знать их, мне представляется, очень ценным».
В центре экспозиции — галерея портретов художников. Большинство портретов создано в «Сенеже», доме творчества в Подмосковье, где собирались художники со всего Советского Союза. «Когда мы создавали выставку, было несколько основных точек, которые базируются на одном — Анель Толкачева очень хорошо передает свое время и собственное состояние души. И лучше всего это иллюстрируют ее портреты художников, — говорит Глеб Вышеславский, куратор выставки, искусствовед, художник. — Эти портреты психологичны. Их герои, знакомые Анель, будто продолжают беседу с ней. Она пишет не внешность, а внутренний мир. Воспринимает человека очень экспрессивно, это живой диалог. А зритель здесь, как будто третье лицо, которое вдруг оказалось в комнате и будто подслушивает разговор. Поэтому мне даже немного не по себе смотреть на эти портреты».
Вторая опорная точка выставки — литографии, на которых, в частности, изображена жизнь художников того времени. Здесь и художник, который рисует с натуры в мастерской, и художники на пленере. Третий пласт работ — пейзажи, написанные углем, пастелью и в других техниках. «Анель Толкачева наделяла пейзаж собственными чертами, чертами своего состояния души. Это было необычно для того времени. Большинство официальных художников писали не состояние души, а то, что было нужно идеологически: бодрость, веселость, «дружбу народов» и тому подобное. Здесь видим пейзаж-состояние души. Художница рисует природу во время дождя, ненастья, здесь есть грусть и растерянность», — комментирует Глеб Вышеславский.
Анель Толкачева принадлежала к кругу прогрессивных художников 1970-х, которые не были откровенными диссидентами, но создавали неидеологическое, «иное» искусство. «Эти художники образовали определенное небольшое сообщество, — говорит Глеб Вышеславский. — Их объединяла любовь к искусству, знание его истории и традиций. Возникала такая микросреда, принадлежать к которой было почетно — ведь эти художники занимались настоящим творчеством, а не пропагандой. В их работах были душа, смысл жизни, размышления о мире».
Сегодня работы Анели Толкачевой более гротесковые, по словам Екатерины Борисенко, они чем-то похожи на иллюстрации к сказкам. Настроение рисунков, представленных на выставке, иное, к тому же они отражают значительно более спокойный ритм жизни, чем сегодня. Рядом с этими работами хочется помолчать и даже умерить шаг, чтобы не разрушить воспроизведенную атмосферу времени. «Мне нравится взгляд Анели на жизнь, — добавляет основательница ART 14. — Вот на одной картине сидит пара на балконе. Видно, что наслаждается жизнью. Тихо, без пафоса. Чувствуется, что этим людям хорошо. Анель показывает как будто простую бытовую жизнь, но все это очень поэтически».
Выставка Анели Толкачевой продолжится в галерее ART 14 по 22 октября.