АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Осенью в Украине стартуют первые пилотные проекты в рамках реализации национального проекта «Открытый мир». Упростить образовательный процесс для школьников и сделать его более продуктивным поможет запуск информационно-коммуникационной (4G) образовательной сети национального уровня. Как улучшить данный проект с учетом международного опыта? Об этом рассказал «Дню» в эксклюзивном интервью директор департамента по взаимодействию с государственными структурами и отраслевыми организациями компании Ericsson Михаэль ХЕЛЕН:
— Как вы оцениваете презентованный национальный проект «Открытый мир»? Что вы посоветовали бы украинским разработчикам в нем улучшить или изменить, чтобы он успешно стартовал и прогрессивно реализовывался?
— Я приятно поражен, настолько детально проект проработан. Как правило, подобные проекты пишутся с ориентацией на образование только учеников, а учителя самостоятельно догоняют. В «Открытом мире» мы видим, что учтены интересы всех сторон — учителей, учеников и родителей.
Чтобы проект был успешным, советую активно развивать общегосударственную сеть доступа в интернет, потому что основные услуги будут предоставляться через 3G. Важно также обеспечить хорошее покрытие не только в школах, но и дома, где ученики будут продолжать обучение.
— Какая форма сотрудничества интересует компанию в рамках этого проекта?
— Компания сейчас определяется со своим участием в проекте «Открытый мир». Совместно с Институтом Земли Колумбийского университета и Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) Ericsson воплощает проект под названием The Millenium Villages (Деревни нового тысячелетия), в рамках которого мы реализуем образовательную инициативу Connect To Learn (Подключайся и учись), в шести странах — например, Гана, Уганда, Кения. Роль Ericsson в этих проектах, ввиду его специализации — производство и продажа радио- телекоммуникационного оборудования/услуг для мобильных операторов, а также предоставление компьютерных ресурсов и мощностей как интернет-сервисов (облачные вычисления). Она состоит из двух частей. Первая предполагает предоставление местным операторам выгодных условий снабжения мобильного широкополосного доступа к интернету в образовательных заведениях. Вторая — для облачных вычислений.
— Значит, такая практика будет распространена на украинский рынок?
— Формат сотрудничества еще не согласован, но однозначно, украинский рынок очень интересен для нас, и мы его внимательно изучаем. О конкретных договоренностях говорить рано.
— А как внедряются подобные образовательные системы в других странах, например, на вашей Родине? Какова роль в этом государства? И принимает ли в этом участие бизнес?
— В Швеции нет государственной программы или проекта наподобие украинского «Открытый мир». У нас достаточно много частных и муниципальных школ. И они очень конкурируют между собой за учеников, используя при этом последние технологические достижения в учебном процессе. Одни закупают планшеты или леп-топы для учеников, кто-то арендует, так как купить их — достаточно дорогое удовольствие. Но, несмотря на отсутствие государственной программы, в планах власти — сделать Швецию страной номер один в мире по цифризации.
— Сегодня почти 40% украинцев имеют доступ к интернету, преимущественно в городах. Какие шаги использовали другие страны, чтобы увеличить уровень интернет-грамотности населения? И что из мирового опыта вы бы посоветовали Украине?
— Наиболее экономически оправданный путь для наращивания количества интернет-пользователей — использование мобильного ШПД, особенно в сельской местности. Не нужно закапывать кабели в землю, протягивать оптоволоконный кабель к каждому дому, хотя оптоволоконный кабель во многих случаях необходим для соединения с базовыми радиостанциями. Главное — создать для мобильных операторов равные условия доступа к предоставлению услуг 3G и 4G. Только конкуренция приведет к насыщению рынка качественными, оптимальными по стоимости и надежными услугами по предоставлению ШПД.
Именно по такому пути пошла 12 лет назад Швеция, и сегодня доступ к интернету имеют 99,8% населения. Осталось около 1,5 тысячи домохозяйств, отказывающихся от всемирной паутины. Как этого достигли? Правительство выделило частоты под связь третьего поколения, провело аукцион среди мобильных операторов и обязало, чтобы компании-победительницы в течение пяти лет обеспечили страну на 99,8% доступом к интернету. Выполнить эту амбициозную задачу за пять лет не удалось, а вот за семь — вполне.
— Какова роль интернет-образованности в экономическом развитии страны?
— Ericsson, совместно с Arthur D. Little, провел исследование и выяснилось, что увеличение уровня проникновения интернета в стране на 10% обеспечивает дополнительный прирост 1% ВВП. А на каждую тысячу дополнительных интернет-пользователей создается 80 новых рабочих мест. Кроме того, наблюдается зависимость экономического развития от скорости доступа к интернету. Так, в странах, где скорость интернета в два раза выше, ВВП растет в год на 0,3% скорее. Позитивный эффект объясняется большей степенью автоматизации всех процессов, а также лучшим развитием сферы образования и медицины.
Мы ожидаем стремительного роста проникновения интернета по всему свету: с одного миллиарда пользователей сегодня — до пяти миллиардов в 2016 году. Большая часть из них будет использовать мобильный доступ для выхода в интернет. Подключение к широкополосному интернету сегодня — это отправная точка на пути развития инноваций, сотрудничества и общения между людьми.