Два года назад Ольга Бузулук, выпускница Львовского национального университета имени Франко, общественный деятель, иными словами — молодой, но очень активный человек, — стала пресс-секретарем патрульной полиции Луцка. Служба в этой структуре была тогда чрезвычайно престижной, мы помним большие конкурсы во время первого отбора кандидатов, среди желающих служить здесь было много действительно достойных молодых людей. Возможно, за эти два года многое изменилось в работе полицейских, потому что им также нужно было учиться. Но Ольга Бузулук сейчас является одним из опытнейших и самых доступных для журналистов пресс-секретарей, благодаря чему и восприятие в целом патрульной службы в Луцке — позитивное.
«НЕМНОГИЕ ХОТЯТ НАЧИНАТЬ ПЕРЕМЕНЫ С СЕБЯ...»
— Как вы объясните двухгодичный ажиотаж вокруг набора в патрульную полицию, когда в один момент служба здесь стала очень желанной для многих, хотя на самом деле она не так и легка?
— Два года назад служба в патрульной полиции действительно позиционировалась престижной, и здесь сработало несколько факторов: это и хорошая яркая реклама в СМИ, и руководитель Национальной полиции из Грузии, которая привлекала личными и профессиональными качествами, и в целом подъем после революции, который переживало общество.
На самом деле престижность работы в полиции не меняется. Сейчас она даже выше, чем раньше, ведь никто не отменял главных задач полицейского — служить и защищать. Такой же престижной еще может быть разве что служба в армии, на востоке Украины, участие в боевых действиях. Ведь здесь так же ежедневно патрульные рискуют своими жизнями, выходя на службу. Потому что даже простое нарушение правил дорожного движения и общение с гражданином может обернуться для патрульных опасностью. 25 сентября этого года минул год, как в Днипре убили двух патрульных при исполнении служебных обязанностей, для нас всех это тогда была большая потеря. За время службы семь патрульных уже погибли или умерли. А сколько жизней спасли, скольким помогли, сколько правонарушений предупредили — этого не перечислить. Поэтому я не могу назвать еще более престижную и востребованную профессию сейчас для современной Украины, чем служба в полиции.
— Работа пресс-секретарем в патрульной полиции — насколько она привлекала вас, почему вы согласились стать спикером обновленной полицейской структуры? Разочарование последовало? Представление о патрульной полиции и действительность — совпали или нет?
— Когда мне сообщили, что подбирают пресс-секретаря в патрульную полицию, я записалась на собеседование, и комиссия выбрала именно меня, чему я была очень рада. Это было за несколько дней до нового года, младшей дочке еще и года не исполнилось, но я решила выйти из декретного отпуска и сделать свой вклад в реформу, работая над освещением работы новой структуры в Луцке. Поскольку я не аттестована, а работаю на государственной службе, то у меня не было каких-то невероятных или радужных представлений об этой службе. Я привыкла видеть реальную картину и не приукрашивать действительность. Поэтому и разочарований по службе у меня нет.
Другое дело — представление граждан о патрульной полиции и самих патрульных.
Люди думали, что вот, наконец, придет новая полиция — и все сразу станет замечательно, но так не бывает. Потому что немногие хотят начинать перемены с себя, и мы это постоянно подчеркиваем. Вышло так, что общество переложило большинство своих проблем именно на патрульную полицию, ведь она была под микроскопом критики как общественности, так и журналистов, с самого начала была поставлена задача всегда быть открытыми, прозрачными и круглосуточно доступными для средств массовой информации. То есть если есть очарование и предъявляются очень высокие требования, то логично, что быстро может наступить разочарование.
Что касается патрульных, то многие из них по-своему представляли службу, но надежды не оправдались. Это нелегкая работа, не так много времени остается на семью, хобби, отдых. Вместе с тем, другая часть патрульных понимает, что это — служба в строевом подразделении и нужно придерживаться приказов, четких правил, добросовестно исполнять обязанности. Так что это служба не для всех. И, конечно, негативную роль сыграли подогревания в соцсетях и СМИ со стороны бывших сотрудников, которые не прошли переаттестацию, а если прошли, то «подливали масла в огонь», отмечая то нехватку опыта, то непрофессиональность. Определенный период времени люди не отличали (да и не должны были!) полицейских старшего поколения из других подразделений от «новой полиции». Сейчас задачи поставлены так, что полиция — единственная структура, которая работает ради безопасности граждан. Людей не интересуют недоразумения внутри системы, людей интересует безопасность. Поэтому сейчас есть понимание, что ради этого нужно работать совместно.
«ОТТОК КАДРОВ ЕСТЬ. НО ОН НЕ КРИТИЧЕН»
— Почему, по вашему мнению, общество не очень любит полицейских? Хотя когда беда, сразу кричат: «Полиция!»? Что нужно делать государству, обществу, чтобы эта служба была уважаемой так, как того заслуживает?
— А кого любит общество вообще? Почти два года (19 декабря исполнится два года, как луцкие патрульные приняли присягу) мы говорим людям: у вас есть не только права, но и обязанности; очень хорошо заботьтесь о собственной безопасности и безопасности своих детей; будьте внимательными и осторожными на дорогах; мы оформляем административные правонарушения не потому, что это наша прихоть, а потому, что вы нарушили, следовательно, должны ответить штрафом; мы хотим, чтобы вы нам доверяли и сотрудничали с нами.
Но нет: все равно садятся нетрезвые за руль, все равно продают алкоголь в запрещенное время, все равно переходят дорогу в неположенных местах, все равно неподобающе воспитывают детей, все равно ведут себя по-хамски и так далее. Я не вижу какой-то предубежденности в Луцке к нашим патрульным, напротив, парни и девушки добросовестно работают, они не замешаны в каких-то кричащих правонарушениях, за два года приобрели опыт и стали достаточно профессиональными. Зафиксировано 10 случаев отказа от неправомерной выгоды, и по этому показателю мы — на первом месте по стране, часть тех, кто предлагал, уже предстали перед судом.
Сейчас продолжается новый набор в патрульную полицию Луцка и Ковеля, и, знаете, ажиотаж уже не такой, как был два года назад. Все увидели, что это служба непростая, к тому же неизменной остается заработная плата — от 8 тысяч гривен (сравните ее тогда с курсом доллара и сейчас). Так же здесь необходимы взаимодействие и понимание: общество должно поддерживать патрульных, всячески помогать, слушать полицейских, а на высшем уровне должны заботиться о социальном статусе стражей порядка, а также работать над усовершенствованием законодательной базы. Ведь сейчас некоторые нормы закона абсолютно недейственны: низкие размеры штрафов по определенным статьям, отсутствие контроля за привлечением к ответственности и уплатой штрафов, импотентные общественные работы, которые в целом присуждаются, но в реальности не реализуются вообще.
— Чем объясните (зная систему изнутри) отток кадров из ПП? Какие люди должны прийти сюда сейчас?
— Отток кадров есть, как и в каждой другой работе. Но он не является критичным. Конечно, в Луцке количество экипажей патрульных уменьшилаоь: люди перешли в другие подразделения полиции, кто-то перешел работать в аппарат управления, кто-то уволился, а другие пошли обслуживать трассы, которые нам дополнительно передали летом. Так что по городу теперь патрулирует 4—5 экипажей, которые в основном обслуживают вызовы из службы 102. Недостаточно времени остается на превентивную функцию, но этим сейчас будет заниматься созданный отдел безопасности дорожного движения, куда также вошли восемь патрульных.
Сейчас полсотни человек учится на нашей базе в Сокиричах, наш руководитель Александр Вовченко еженедельно посещает их, проводит занятия, рассказывает о реалиях службы, и, по его словам, эти люди настроены решительно, по крайней мере у них нет «розовых очков», как это было раньше, и они готовы уйти в работу. Надеемся на них в новом 2018 году.
— Без сомнения, вы не раз были свидетелем самоотверженности, может, и жертвенности, честного и профессионального исполнения служебных обязанностей полицейскими. Расскажите о таких ситуациях.
— Когда меня спрашивают о таких случаях, то, конечно, в первую очередь вспоминается история, которая случилась на Троицу, 4 июня, когда наши патрульные спасли парня-самоубийцу. Это было воскресенье, но уже в 21 час я имела часть видеосъемок спасения и распространила их на нашей странице в «Фейсбуке». Реакция была молниеносной: информация просто разлетелась. Потом нам передали фото с места события, на котором видно, как в окне висит самоубийца, а патрульные сверху и снизу поддерживают его. Ребят потом наградили в Киеве. Я же эту историю проследила дальше, впоследствии сконтактировала с отцом этого парня, а затем мне позвонил и сам спасенный. Мы долго говорили, и он пообещал никогда больше не делать подобного, хотя в комментариях разное можно было прочитать.
Также всегда запоминаются события, связанные с детьми, когда приходится буквально спасать детей от небрежности родных. Или же ситуации, где были погони или приходилось применять оружие. В начале было много резонансов, связанных с задержанием известных лиц, которые по большей части попадались нетрезвыми за рулем. Всегда была огласка, потому что было внимание СМИ, у нас был проект «Нічна варта», когда журналисты проводили съемку и потом это все освещали.
Практически каждый день в разных городах Украины патрульные спасают людей и из воды, и из пламени, как говорится, помогают, реагируют. Здесь очень важна роль пресс-секретаря: знать о таком событии, оперативно дать информацию и желательно подкрепить это видео с нагрудной камеры, тогда есть вероятность, что событие покажут каналы, а значит, о нем узнает большее количество людей. В этом контексте пресс-секретари патрульной полиции в городах играют колоссальную роль, и все они делают это эффективно и самоотверженно, хотя нас в большинстве городов всего один человек в пресс-службе.
«БЛАГОДАРЯ «Дню» И НЕПОСРЕДСТВЕННО ЛАРИСЕ ИВШИНОЙ Я ЛЮБЛЮ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ АНАЛИТИКУ...»
— Вы уже когда-то говорили о том, что газета «День» и ее главный редактор Лариса Ившина оказали определенное влияние на вашу жизнь, может даже на мировоззрение...
— Да, безусловно, на факультете журналистики ЛНУ имени Ивана Франко газета «День» была и является «настольной газетой», у нас были целые занятия по этой газете, мы изучали ее, зачитывались изданиями газеты, это первая газета, которая начала вдумчиво анализировать историю, поэтому мы имели лучшее понимание вещей.
Я очень хорошо помню первый материал, опубликованный на страницах 11 лет назад: «Трио бандуристок «Червона калина»: мы должны творить мир». После этого все публикации храню, буду показывать детям, внукам... Потому что я уверена, что тенденции в медиа идут к субъективной журналистике, точнее, влияние будут иметь те журналисты, чье мнение будет экспертным и будет содержать важный для читателя контент. Меня всегда интересовали мировоззренческие вещи, потому я писала в «День» и о Донцове, и о разных наблюдениях жизни, и аналитику.
Поэтому очень благодарна за возможность сейчас высказаться уже в роли интервьюированной. Благодаря «Дню» и непосредственно главному редактору Ларисе Ившиной я люблю читать и писать аналитику, публицистику, я люблю вникать в историю — это то, к чему приучилась именно с университета, именно с тех первых дней, когда преподаватели познакомили нас с «Днем».
Раньше я уже где-то вспоминала, что, возможно, именно благодаря этому чувствую очень большую привязанность к малой родине, куда вернулась и где могу самореализоваться. И какой бы ни была моя последующая жизнь, я ужасно горжусь тем, что ежедневно работаю бок о бок с патрульными полицейскими, с кем в унисон бьется сердце. Потому что все мы, все более чем 12 тысяч сотрудников патрульной полиции Украины, остаемся большими мечтателями и большими идеалистами.