В роскошных платьях и костюмах учителя, которые вошли в топ-5 конкурса, на церемонии награждения напоминали кинозвезд. Красная дорожка, лимузин, концерт и другие атрибуты торжества — чтобы отметить лучшего, организаторы из общественного союза «Освіторія» устроили большой светский раут. Так они хотели показать, что учителя — важны. А общаясь с теми, кто вошел в топ-5, захотелось снова в школу, чтобы поучиться у таких педагогов.
Международную премию Global Teacher Prize называют «Нобелем для учителей». Ее в 2014 году учредил арабский миллиардер Санни Варки. В марте этого года общественный союз «Освіторія» получил от международных организаторов право проводить национальную премию Global Teacher Prize Ukraine. Цель премии — отметить наиболее инновационных учителей, которые влияют на развитие профессии и свое сообщество. Победитель получает 100 тысяч гривен, год бесплатного повышения квалификации и поездку на Global Education and Skills Forum в 2018-м в Дубай.
Обладателем первой Global Teacher Prize Ukraine стал Паул Пшеничка, учитель физики и астрономии черновицкого лицея №1. Одновременно он стал лучшим учителем по результатам народного голосования. Больше о нем читайте в интервью на страницах «Дня», а сейчас мы рассказываем о профессиональных секретах других педагогов из топ-5.
МОТИВАЦИЯ
Иногда можно услышать, что в педагогические вузы нередко поступают, потому что нет лучшей альтернативы. А вот Виктория Биркович, которая преподает в начальных классах Ужгородского экономического лицея, мечтала о профессии учителя с детства. «Совсем маленькой я игралась в учителя, к этой профессии шла целеустремленно, — рассказывает Виктория. — Меня вдохновляют мои ученики, дети, которые нуждаются в моей поддержке. Видишь, как они развиваются, достигают цели благодаря тому, что ты им помогаешь. Это невероятно!»
Владислав Качур преподает английский и немецкий в винницкой гимназии №6. Помимо этих языков и, конечно, украинского он знает польский, русский и испанский. Еще хочет выучить китайский. А преподавать у детей начал спонтанно. «Я пошел в университет банально выучить английский и немецкий. Но когда попал на практику в школу, почувствовал, что это мое призвание, — вспоминает Владислав. — Когда я пошел в школу в качестве учителя, понял, чего действительно не хватает там в изучении иностранных языков. Когда только начал работать в школе, а это был 2008 год, завел блокнот, где писал, что бы хотел изменить. Периодически его заполняю. Некоторые идеи оттуда мне уже удалось воплотить».
МЕТОДИКИ
В Украине английский, как правило, учат с начальных классов. Но парадокс, достаточно мало людей могут на нем общаться. Владислав Качур рассматривает свой предмет не как самоцель — английский становится средством развить определенные качества и овладеть новыми сферами. На уроках Владислав пытается делать так, чтобы процесс учебы был незаметным для школьника. Учитель приводит пример из младшей школы: «Для таких учеников я разрабатываю игровые программы, последняя из них Fixies Playland. Берем любимый мультик детей о фиксиках. Я в роли профессора Чудакова прихожу на урок, у меня специальный аппарат, который я взял у физиков, это машина знаний. Крутим ее, и вдруг она ломается. Говорю детям, что нужно зарядить батарею, починить ее. Вот у меня инструкция, и я предлагаю выполнить задание оттуда, чтобы машина заработала. Мы выполняем разные типы заданий — в сущности, это упражнения, но детям это интересно. В конце, когда лампочки загораются и машина работает, они радуются».
Между прочим, такие игры Владислав Качур создает в простой программе PowerPoint, то есть в сверхбольших дополнительных знаниях эти вещи не нуждаются.
Натали Гладких придется быть специалистом по всем основным предметам школьной программы. Она является тифлопедагогом, работает со слабозрячими детьми в киевской специальной общеобразовательной школе «Надежда». «Наша школа занимается исключительно индивидуальными формами обучения, — говорит Наталья. — Дети имеют сложные нарушения. Например, помимо тотальной незрячести у ребенка могут быть нарушения опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи. Такие дети не могут самостоятельно добраться до школы, а родители не в состоянии их туда транспортировать. Поэтому учеба проходит дома. Сейчас у меня два ученика, Маринка и Дмитрий, которые полностью загружены. Я читаю у них абсолютно все предметы, поскольку в Украине нет такого, чтобы тотально незрячему ребенку географ читал географию и т.п. Также для этого нет материалов и технических средств обучения».
Поэтому Наталья берет инициативу в свои руки и изготовляет материалы самостоятельно. Использует пластилин, картон или заказывает печать на 3D-принтере. «Я сама много учусь, — признается учительница. — Много езжу в Польшу, общаюсь с тамошними коллегами. В Польше продвинута тифлографика, и оттуда я привожу немало материалов. Потом вместе с родителями начинаем изготовлять материалы для учебы — для каждого урока нам нужно что-то подготовить».
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
Татьяну Веркалец, учительницу истории из Полтавского учебно-воспитательного комплекса №16, организаторы Global Teacher Prize Ukraine шутя назвали историонавтом. Дело в том, что в детстве Татьяна мечтала стать космонавтом. Но о своем выборе профессии абсолютно не жалеет. «Быть педагогом — это креативно! Мы и ІТ-шники, и танцоры, и певцы, и PR-менеджеры. Вы даже не поверите, что мы можем!» — уверяет учительница.
По мнению Татьяны, история является самым современным предметом. «Задача истории — не научить детей каким-то датам из прошлого, — объясняет преподавательница. — В первую очередь важно, чтобы ученики вынесли уроки из того, что услышат. Известна фраза Отто фон Бисмарка, что войну выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские священники. Я бы добавила, что именно учителя истории. Потому что именно они на том, что произошло в прошлом, учат детей жизни. Тому, как делать не нужно, что может быть, если в обществе будет происходить то или иное».
Вместе со школьниками Татьяна проводит исследования по современным методикам. Например, используется модный метод устной истории, когда ученик анализирует виденье тех или иных исторических событий с научной точки зрения и в аспекте того, как это переживала непосредственно его семья.
«Главное на уроках истории — научить сформировать свою точку зрения на то или иное событие, — считает Татьяна Веркалец. — Проанализируй все, что увидел и услышал, и делай свои выводы. Будь активным. Это месседж, который сейчас воплощают учителя истории. Нужно формировать у детей чувство того, что и они являются творцами этой истории».
ВДОХНОВЕНИЕ
«В свете того, что происходит сегодня, — реформа школы, подписание нового Закона «Об образовании» — продолжается много дискуссий о том, что учителей нужно развивать, переучивать. Но мы уверены, что, прежде всего, учителей нужно вдохновлять, — акцентирует Зоя Литвин, основательница общественного союза «Освіторія». — У нас есть много «белых ворон», которые воплощают инновационные практики, не ожидая указаний сверху. Вместе с таким людьми мы будем вдохновлять остальное учительское сообщество и достигать высоких результатов».
Lifelong learning, то есть учеба в течение жизни, — навык, необходимый современному человеку. На важности этого принципа акцентирует внимание и победитель Global Teacher Prize Ukraine Паул Пшеничка, который сам во время участия в конкурсе открыл много нового.
«Таким словам, как «лицей» и «академия» более 2500 лет. Приблизительно столько, а может и больше, существует школа и профессия учителя, — напомнил Паул Пшеничка, когда ему вручали награду. — Учитель — это профессия будущего. Вы увидите, и это уже происходит, что люди, которые возглавляют большие компании и заработали много денег, будут бросать свою работу и идти работать в школы. Много профессий через 10—15 лет исчезнет, зато появится немало новых. Но уверен, что и школа, и учителя останутся и будут иметь все больше успеха. Если знания не делают нас богатыми, то они абсолютно точно делают нас счастливыми».