Механизм бюджета участия функционирует уже в нескольких десятках украинских городов. В его рамках деньги из бюджета населенного пункта выделяются на воплощение проектов его жителей. Самый большой бюджет у Киева: в прошлом году он составлял 50 миллионов гривен, в 2017-м вырос вдвое. Выросли и лимиты для отдельных проектов: 400 тысяч гривен для малых и два миллиона для больших. Эти деньги — лишь несколько тысячных процента от общей сметы столицы, впрочем, даже такая сумма позволит реализовать около сотни инициатив.
В течение октября из 564 предложенных идей киевляне выберут пять, которые должны претворить в жизнь в 2018 году. Параллельно продолжается реализация проектов-победителей в прошлом году. Из шести десятков две трети уже выполнены или приближаются к завершению. Реализацию других тормозят разные трудности: одним командам не хватает денег из-за неправильных расчетов, в других срываются тендеры или затягивается согласование документации.
«Наш механизм таков, что киевляне могут контролировать каждый этап отбора и реализации проектов. Поэтому процент их выполнения намного выше, чем тех, которые делает власть, — комментирует Сергей ЛОБОЙКО, руководитель Центра развития инноваций НАУКМА и заместитель руководителя городской рабочей группы по вопросам общественного бюджета. — Благодаря этому нам удалось создать доверие к общественному бюджету. Очень быстро растет экспертность людей, включенных в этот процесс, расширяются команды вокруг каждого проекта, появляются диалог и сотрудничество между властью и активными гражданами. То, что авторы стали опытнее, а проекты — качественнее, можно увидеть на примере общественного бюджета-2».
БИТВА ИНТЕРЕСОВ
Все проекты распределены на 13 категорий. Их границы очень условны, поэтому похожие по содержанию идеи иногда представлены в разных тематических группах. По количеству и уровню поддержки лидируют образование, спорт и здравоохранение.
Усовершенствование инфраструктуры наподобие освещения переходов и улиц, обустройства мест отдыха и т.п. соседствует с новейшими технологиями. Нуждаются в поддержке городская цифровая библиотека, экскурсии и убучение в виртуальной реальности, онлайн-сбор жалоб в органы власти, лаборатории робототехники, новые свободные пространства, известные фестивали, подземный музей на Почтовой площади и еще десятки интересных предложений. Активные и креативные хотят, чтобы город становился более современным, шагал в ногу с зарубежными побратимами, где временами украинцы ищут лучшей жизни. Победители первого бюджета продолжают развитие своих проектов и делают вторую попытку с новыми предложениями.
Впрочем, большинство голосов пока получают комфорт и базовые потребности. Едва ли не самой популярной разновидностью проектов является установление спортивных и игровых площадок. Например, жители Святошинского района объединились в инициативную группу и подали пять идентичных проектов для отдельных микрорайонов. «В наших садиках вообще не предусмотрено время для физических упражнений на свежем воздухе, потому что нет спортивных площадок. Оборудование в школах тоже в плохом состоянии, — говорит Нина РОГОВЕЦ, автор проекта «Борщаговка: спортивные площадки в заведениях образования». — Поэтому 69 садиков и школ Святошинского района смогут получить тренажерные комплексы благодаря нашей пятерке проектов. Идея возникла из собственного опыта, заявки разрабатывали представители родительских комитетов в сотрудничестве с учителями и руководством заведений».
Вообще, коллективы школ в этом году особенно активны. Средства бюджета участия они планируют тратить по-разному. Подавляющее большинство предложений касается тех же площадок, покупки современного оборудования, ремонта и утепления помещений. Однако и проектов с креативной составляющей достаточно. Например, в лидерах — гимназия №107 «Введенская», которая хочет создать у себя современное образовательное пространство с сетью хабов. «Одно из направлений изменений, которые в настоящий момент происходят в нашей сфере, — это обновление образовательной среды, — отмечает Екатерина СПИТКОВСКАЯ, директор гимназии. — Очень хорошо, что существует такая поддержка общественных инициатив, потому что пока общество будет разъединенным и безразличным — изменений не будет. Для меня бюджет участия — это возможность дать нашим детям одно из первых в Украине комплексных образовательных пространств. Планируем задействовать разные школьные зоны под кулинарный, спортивный, ІТ— и арт-хабы».
Впрочем, «экспансия» площадок, ремонтов школ и благоустройства больниц вызывает недовольство других авторов. В «Фейсбук»-группе «Общественный бюджет Киева: СОВМЕСТНО» продолжаются дискуссии о том, влияет ли админресурс на результаты таких проектов в голосовании и вообще целесообразно ли тратить эти средства на то, что и так должно финансироваться из городского или государственного бюджета.
Сергей Лобойко убежден, что не надо бояться «традиционных» сфер расходов в общественном бюджете, ведь этот механизм минимизирует коррупционные риски и позволяет открыть чиновникам глаза на проблемы, которые нуждаются в решении. Так было, например, в прошлом году с машиной для прочистки канализационных труб: для Дарницкого района ее приобрели за счет бюджета участия, а для других — за средства местного бюджета.
НАПРАВЛЯЕМСЯ В Е-ДЕМ
Прозрачность всех процедур — важная составляющая общественного бюджета. «Лестница общественного участия начинается с информирования людей, когда власть выкладывает в открытый доступ документацию и свои решения. Постепенно совместно с людьми учреждаются консультационные органы — что-то наподобие вновь созданных общественных советов. На наивысшем уровне коммуникации и сотрудничества между общественностью и властью последняя делегирует часть своих полномочий общественным институтам. Впервые в истории Киева мы создали такой институт — Общественную бюджетную комиссию», — рассказывает Сергей Лобойко.
Эта комиссия является апелляционным органом, который принимает окончательное решение во всех конфликтных ситуациях относительно общественного бюджета. Члены ГБК, которые представляют авторитетные в городе общественные организации, публично рассматривают все жалобы и решают судьбу проектов. Так, они допустили к голосованию 16 команд, которым отказали департаменты Киевской городской госадминистрации.
Голосование в Киеве происходит исключительно электронным способом. Порог первого этапа в 50 голосов для малых и 200 для больших проектов не преодолела 141 заявка. Во время этого отбора киевляне показали, какие предложения им более интересны и в то же время уменьшили объем работы для экспертов. На втором этапе ставки выше: за три недели голосования лидеры собрали свыше 1,5—2 тысяч голосов каждый.
Сергей ЛОБОЙКО: Лестница общественного участия начинается с информирования людей, когда власть выкладывает в открытый доступ документацию и свои решения. Постепенно совместно с людьми учреждаются консультационные органы — что-то наподобие вновь созданных общественных советов. На наивысшем уровне коммуникации и сотрудничества между общественностью и властью последняя делегирует часть своих полномочий общественным институтам. Впервые в истории Киева мы создали такой институт — Общественную бюджетную комиссию
Система электронного голосования — один из главных объектов критики в механизме общественного бюджета. Даже наиболее мотивируемые не всегда готовы тратить час или больше и делать несколько попыток, чтобы голоса все-таки засчитались. Часто система не воспринимает данные карточки или выдает ошибочную информацию. Некоторые прослойки населения из-за отдаленности от технологий остаются в стороне процесса. Страдают и те, кто живет и работает в столице, но не зарегистрирован здесь и не имеет банковского счета.
Впрочем, общественный бюджет поддерживают два наибольших банка страны, система с каждым годом становится более развитой и сложной. Поэтому есть все шансы, что через несколько лет голосование станет легким и приятным делом.
Сергей Лобойко утверждает, что в последние два года Украина демонстрирует стремительный рост в международных рейтингах по развитию электронной демократии. Во внедрении бюджета участия наше государство обогнало даже одного из лидеров — Эстонию. «Мы развиваем е-демократию для того, чтобы выгоду извлекало общество, а не политики, — отмечает Лобойко. — От петиций и общественного бюджета мы перейдем к технологиям, которые ускорят развитие общественного сектора. В настоящий момент мы привлекаем как можно больше людей, выстраиваем между ними горизонтальные связи, помогаем им познакомиться, объединиться и научиться сотрудничать».
ШКОЛА ДИАЛОГА
Все горожане независимо от возраста, рода занятий или предпочтений могут найти что-то интересное для себя среди предложенных проектов. В большинстве профайлов на сайте общественного бюджета можно найти ссылку на группы в «Фейсбуке». Единомышленники, которые встречаются в соцсетях, выходят в офлайн и совместными усилиями делают город лучше.
Ульяна МЕЛЬНИК, заведующая гематологическим отделением Киевской городской клинической больницы №9, делится: «Раньше нам помогали родственники пациентов и волонтеры отделения. В частности, бывшая пациентка Елена Ермоленко — вдохновительница нашего проекта по обновлению гематологического отделения. Теперь к участию в проекте подключаются те, кто уже пролечился у нас, общественные деятели и волонтеры, коллеги из других медицинских заведений. Очень приятно наблюдать за консолидацией сил вокруг нашего замысла».
Екатерина Спитковская радуется, что проект по гимназии №107 объединил и учеников, и их родителей, которые до этого встречались разве что по требованию классного руководителя. А Сергей Лобойко приводит пример микрорайона Русановка. Его жители, которые на старте первого общественного бюджета часто не здоровались друг с другом, в этом году выдвигают общие проекты и формируют общее виденье последующего развития спортивного острова в микрорайоне. Университеты, которые активно предлагают свои идеи, благодаря общественному бюджету также приобщаются к городскому сообществу. Студенты гибкие и мобильные, открытые к замечаниям и переменам, готовы делиться результатами своей работы с громадой.
«Это важная школа культуры диалога для всех. Когда власть и люди перестают разделять друг друга на господ и холопов, то начинают понимать, что мы все — одно целое, и сотрудничество становится эффективнее. Кроме того, бюджет участия — это школа общественного активизма и социальный лифт для активных людей, в которых нуждается сообщество. Благодаря ему столько людей одновременно учатся быть публичными, писать отчеты, советоваться, собирать и организовывать других! Общество в этом процессе получает самый главный социальный капитал — появляются сообщества, сформированные вокруг проектов, — убежден Сергей Лобойко. — Объединение людей, результативность и позитивная информационная кампания — лучшие способы приобщить к общественному бюджету как можно больше киевлян и так усилить влияние на жизнь громады».
Киевляне еще имеют немного времени, чтобы приобщиться к переменам в городе, отдав свой голос за понравившиеся проекты. Нужно лишь просмотреть предложения на сайте «Общественный проект Киев» (gb.kyivcity.gov.ua) и поддержать лучшие, по вашему мнению. Сделать это можно до 30 октября.