В Черновицком областном художественном музее гордятся реставрацией паломнической иконы конца XIX в. «Жития святых». Полотно написано масляной краской. В музей оно попало загрязненное, а по всей поверхности выпадали слои краски. На протяжении четырех лет художник-реставратор Владимир Краснов занимался восстановлением экспоната.
Произведение состоит из трех частей. В середине полотна изображен интерьер храма Воскресения Господня в Иерусалиме, вокруг которого нарисованы другие святые места, а также многочисленные святые и великомученики. Вверху центральной части в двух ярусах размещены сцены Страшного суда. Правая и левая части иконы посвящены Иисусу Христу и Божьей Матери, крупномасштабные изображения которых вписаны в овалы. Над ними размещены сюжеты из Ветхого Завета, а внизу воспроизведены легенды о Лоте, происхождении Древа Животворящего Креста и о некоторых святых. «Литературной основой для изображений были тексты Библии и другие теологические произведения. Икона — это уникальная энциклопедия иконографических сюжетов. Изучая их, мы будто совершаем своеобразное путешествие во времени от сотворения мира до событий XIX в., связанных с историей святых мест», — говорит заведующая отделом научно-образовательной работы художественного музея Лариса Курущак. По ее словам, больше всего трудностей возникло при исследовании сюжетов в центральной и нижней частях иконы. Их помог изучить преосвященный Мелетий, епископ Хотинский. «Он растолковал много неизвестных сюжетов, прочитал и восстановил утраченные фрагменты многочисленных надписей литургического содержания, выполненных кириллицей и на греческом языке», — говорит ученый.
«Поскольку в этой надписи речь идет об Иерусалиме и в главной центральной части полотна содержится изображение Иерусалимского храма, было принято решение переименовать произведение из «Жития святых» в «Святой град Иерусалимский». Нам удалось также идентифицировать содержание всех сюжетов, изображенных на иконе», — объясняет Лариса Курущак.
Сегодня есть четыре иконы, подобные черновицкой. Близкие по содержанию работы есть в монастыре Седная в Сирии, в коллекциях «Эрмитажа» в Санкт-Петербурге. Но самая близкая по композиционному построению — икона из Болгарского храма в городе Несебр. «Черновицкая икона отличается тем, что охватывает разнообразные события в часовом и пространственном измерении. Вокруг центрального изображения храма Гроба Господня размещено больше ста медальонов и клейм с огромным количеством фигур и архитектурных сооружений. Вероятно, над иконой работало несколько народных мастеров разного профессионального уровня. Это чувствуется в стилистике произведения», — говорит Лариса Николаевна.
«Святой град Иерусалимский» — редкая паломническая икона. Подобные произведения создавались на полотне, поскольку их было удобно свернуть в рулон и странствовать с ними. Они пользовались большим спросом среди богомолов, на них описывали впечатления паломников в Святую Землю.